1 августа 2016 года Минэкономразвития внес в Правительство РФ проект закона «Об основах государственного и муниципального контроля в Российской Федерации». По мнению разработчиков, законопроект позволит повысить эффективность и результативность контрольно-надзорной деятельности, а также снизить административное давление на компании.
Очевидно, что при подготовке законопроекта проведена трудоемкая работа по систематизации значительного объема норм, посвященных регулированию проверок. Но несмотря на такой серьезный труд, проект, тем не менее, требует доработки, так как многие содержащиеся в нем понятия не имеют четких однозначных определений или вовсе не соответствуют понятиям, используемым в смежных законодательных актах. Более того, даже с помощью систематизации и актуализации норм разработчикам не удалось перейти на новый качественный уровень, предусматривающий четкий механизм осуществления контроля, при котором были бы максимально защищены интересы коммерсантов.
Обратите внимание
При подготовке законопроекта проведена трудоемкая работа по систематизации значительного объема норм, посвященных регулированию проверок. Но несмотря такой серьезный труд, проект, тем не менее, требует доработки, так как многие содержащиеся в нем понятия не имеют четких однозначных определений.
В числе существенных недостатков следует отметить и большое количество отсылочных норм с формулировкой «установленных законодательством Российской Федерации», что влечет за собой неопределенность. Помимо этого, многие статьи предполагают необходимость разработки совершенно новых нормативно-правовых актов. Таким образом, в полной мере оценить эффективность законопроекта можно будет только после разработки подзаконных актов.
Отдельного внимания заслуживает механизм риск-ориентированного подхода при проведении проверок. Система оценки рисков на текущий момент выглядит крайне запутанной и неэффективной. Поддерживая в целом риск-ориентированный подход, следует отметить, что его реализация потребует значительных усилий по разработке подзаконных актов, определяющих критерии опасности, методики их определения применительно к различным сферам контроля. Обязательное участие в разработке актов должны принять представители бизнеса. В целом следует отметить, что законопроект не решает следующих существенных вопросов, которые возникли в ходе применения закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ: ориентированность не на профилактику правонарушений, а на применение санкций; отсутствие однозначной и четкой системы прав и обязанностей ревизоров; возможность регулярного проведения внеплановых проверок или их безосновательного проведения, например, при получении анонимных обращений.
Все вышеперечисленное разработчикам следует учесть при доработке законопроекта для принятия закона, реально защищающего бизнес от чрезмерного административного давления.
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>
Комментарии (0)
Оставить комментарий