Работа «зарплатных комиссий» ведется давно. Так, на территории Москвы подобного рода межведомственные комиссии начали собриаться после издания Распоряжения Правительства Москвы от 24 мая 2006 года № 867-РП. Далее Управление ФНС России по г. Москве приказом от 22 февраля 2008 года № 96 для усиления работы налоговых органов с убыточными организациями создало свои комиссии по легализации объектов налогообложения.
Оплата труда работника устанавливается по соглашению сторон. Это обусловлено положениями Трудового кодекса. Налоговые органы, разумеется, не будут требовать от компании установления необходимого им уровня заработной платы. В данной части право коммерсанта неоспоримо. Но законом не запрещено осуществлять мероприятия налогового контроля для правильности и своевременности выплаты заработной платы и оплаты НДФЛ. Важно при этом понимать, что фиксация заработной платы ниже, чем в других организациях в соответствующей сфере по аналогичной должности, является фактором, привлекающим дополнительное внимание ревизоров, в частности, для вызова на заседание «зарплатной комиссии» и проведения в будущем выездной проверки. Иными словами, реализация любого права предполагает за собой наступление определенных правовых последствий, к которым компания должна быть готова.
У налоговых органов нет законных оснований требовать повышения заработной платы для работников. Однако по результатам заседаний зарплатных комиссий контролеры могут выдать предписание по устранению выявленных нарушений, делая при этом акцент на уровень заработной платы. Как показывает практика, обычно компании и инспекторы приходят к такой договоренности: зарплаты сначала повышаются до прожиточного минимума, а затем поэтапно доводятся до среднеотраслевого уровня. Это не так сильно ударяет по бизнесу, как немедленное повышение.
С другой стороны, вы можете продолжать выплачивать заработную плату на прежнем уровне. Однако согласно письму ФНС РФ № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17 июля 2013 года этот фактор расценивается как критерий оценки риска и отбора для проведения выездных проверок. Организация может быть занесена в план проведения ревизий. Об этом надо помнить и быть готовым в любой момент представить инспекции экономическое обоснование установленного уровня заработной платы.
В системе налоговой службы существуют программы (все они для внутреннего пользования, тем не менее часть критериев для оценки опубликованы на сайте ведомства) по оценке налоговых рисков, которые как раз и являются индикаторами выявления уровня заработной платы, определения компаний и организаций, в отношении которых необходимо проведение заседаний зарплатных комиссий в первую очередь.
Согласно письму ФНС от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722 отбору для рассмотрения на заседании запрплатной комиссии подлежат следующие группы предпринимателей:
Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.
Кроме того, источником информации могут быть и сами работники, в том числе уволенные ранее из организации.
Так, согласно письму ФНС России № ЕД-4-15/10246 от 9 июня 2016 года «Об активизации работы комиссий территориальных налоговых органов по легализации заработной платы» (п. 2) установлены следующие мероприятия, которые могут способствовать в получении инспекторами информации об уровне зарплаты: телефоны «горячей линии» для сообщения налоговым органам информации о выплатах «теневой» заработной платы и неоформленных трудовых отношениях.
Также не исключено и межведомственное сотрудничество налоговой службы с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом в рамках обмена чиновниками информацией об отчисляемых компаниями взносах, которые позволят определить и расчеты по заработной плате.
Последствия неявки без уважительных причин разнообразны: повторный вызов на заседание, появление дополнительного критерия для проведения выездной проверки или внесения в план ревизий в первоочередном порядке.
Одним из основных последствий игнорирования приглашения на комиссию является привлечение к административной ответственности по статье 19.4 КоАП РФ. Привлечь руководителя организации, пренебрегающего приглашениями на зарплатную комиссию, – на сумму от 2000 до 4000 руб. В то же время такой штраф может быть взыскан только в судебном порядке. Налоговые органы вправе лишь составить протокол о выявленном нарушении (подп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и передать документ в суд, который и примет решение о привлечении к ответственности (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Привлечь руководителя компании или предпринимателей за неявку на заседание межведомственной зарплатной комиссии к административной ответственности практически невозможно. Комиссия является не контролирующим, а координирующим органом, а значит, не обладает полномочиями давать распоряжения и предъявлять требования. Однако не следует забывать, а тем более игнорировать, иные возможности комиссии. Так, она может назначить выездную проверку; включить предприятие в перечень недобросовестных организаций; потребовать от местных властей пересмотра ставок арендной платы муниципального имущества и т. п.
Также комиссия имеет возможность передать досье на несговорчивую компанию ведомствам, в компетенцию которых входит проведение проверок деятельности организаций и предпринимателей. В частности, это прокуратура, МВД, Роструд. Соответственно, комиссия может создать повышенное внимание со стороны проверяющих органов любого уровня к деятельности организации. Поэтому теоретически вы можете не пойти на заседание, но должны представить обоснование уважительности причин неявки.
На заседании комиссии необходимо представить документы на сотрудников в подтверждение их численности, уровня заработной платы, цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате, документы в подтверждение деятельности фирмы и действительности ее осуществления. Иными словами, все, что так или иначе связано с работниками, их трудом и его оплатой.
Тут может быть несколько вариантов ответов: неполная занятость, в таком случае помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика. Еще один аргумент: основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда. Дополнительными мотивирующими аргументами могут стать:
К заседанию комиссии лучше заранее подготовить аргументированные письменные пояснения с приложением документов в подтверждение. Так, например, низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов, курсовыми разницами, падением продаж и т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т. д.
Вы сами вправе решать, что вам говорить на заседании. Полный отказ от предоставления объяснений не влечет за собой каких-либо штрафных санкций. Однако здесь возможны иные последствия. Это продолжение налогового контроля в отношении организации, например, проведение выездной налоговой проверки. Лучше вместо отказа от ответа на вопросы запросить у комиссии дополнительное время для предоставления информации. Это поможет вам лучше подготовиться.
Привлечение работников правоохранительных органов рекомендовано ФНС России в ряде писем по работе зарплатных комиссий, в том числе в последнем письме от 9 июня 2016 года № ЕД-4-15/10246. Привлечение полицейских и работников прокуратуры в ряде случаев связано с тем, что материалы заседания комиссий в рамках межведомственного взаимодействия могут быть переданы в правоохранительные органы для дальнейшей проверки.
Ответственности никакой не предусмотрено. Но у комиссий есть другие рычаги воздействия. В частности, система отбора организаций, которые заносят в план выездных проверок со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Лучше так резко не действовать. Практика показывает, что идеально для компании принять во внимание предписание комиссии, исполнить его, представить доказательства проделанной работы и постепенно поднимать уровень зарплаты до уровня, отраженного, в частности, в том же предписании зарплатной комиссии.
Профессиональная пресса для бухгалтера
Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>
Комментарии (1)
Виктор Яковлев
27.10.2016ОтветитьК своему удивлению я нигде не смог найти правовых основ работы зарплатных комиссий, какими законами они рукговодствуются. Все приведенные в статье постановления носят ведомственный, но не федеральный характер, а, значит, незаконный. Какое отношение имеет налоговая инспекция к размеру ЗП, если контроль за ЗП возложен на трудовую инспекцию? Подчёркиваю, функции трудовой и налоговой инспекций сводятся к контролю, а не к утверждению размеров зарплат. В статье прямо говорится, что комиссия является совещательным органом, чьи выводы носят рекомендательный характер. Однако, в то же время, этой комиссии придаётся право назначать штрафные санкции при оценке уровня ЗП, а также приводятся нерегламентированные способы административного воздействия на несговорчивые организации, как, например, усиление контроля за деятельностью организации! А, как известно, если выполнить все требования контролирующих органов, то деятельность организации станет просто невозможной. Нам широко известны зарубежные примеры забастовок, когда сотрудники организации начинают скрупулёзно строго по пунктам выполнять свои обязанности. Спрашивается, на каком основании, каким законом региональному руководству дано право устанавливать уровень зарплаты в коммерческих структурах и в регионе? Если размер зарплаты напрямую зависит от прибыли организации, то только она может являться единственным критерием обоснованности зарплаты, а не какие-то указания или постановления начальства любого уровня. Именно подобные постановления, демонстрирующие псевдозаботу начальства об интересах трудящихся, являются нарушением законов о коммерческой деятельности. Почему прокуратура, призванная контролировать соблюдение законодательства, не видит этих нарушений? Как можно на рынке регламентировать размер зарплаты! К сожалению, в статье мало уделено внимания внешним кризисным факторам, которые оказывают решающее влияние на сбыт и продажи продукции, а, следовательно, и на прибыль с зарплатами. Но, если нет прибыли, то никакие постановления, проверки и санкции не улучшат финансовое состояние организации. Поэтому первым и основным критерием при оценке уровня зарплат в коммерческих организациях должна приниматься полученная прибыль и её распределение.
Оставить комментарий