Инвентаризация материальных ценностей – это сверка того, что отражено в регистрах бухгалтерского учета, с тем, что фактически находится в офисе, на складе и т. д., включая обособленные подразделения фирмы.
Инвентаризация обязательств – это сверка задолженностей, которые отражены в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговыми декларациями и т. д.
Все об инвентаризации есть в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Прежде всего оформите приказ руководителя о проведении инвентаризации. Затем создайте инвентаризационную комиссию.
Членами комиссии могут быть работники администрации, бухгалтерской службы и другие специалисты, которые способны оценить состояние активов и обязательств фирмы.
В приказе укажите, какие именно активы и обязательства будет инвентаризировать комиссия.
Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость активов и обязательств фирмы.
В регистрах учета должны быть следующие записи:
Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы и сделать в них запись «до инвентаризации на (дата)».
На основании названных документов комиссия определяет стоимость активов и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).
Ранее по теме:
Инвентаризационная опись (акт) – это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида активов и обязательств оформляют свою форму.
Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме №o ИНВ-15, товаров или материалов – опись по форме № ИНВ-3 и т. д.
Инвентаризацию имущества проводят с участием материально ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т. д.). С этих работников берут расписки о том, что поступившие ценности оприходованы, отпущенные – списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.
Фактическое наличие находящихся в организации товарно-материальных ценностей при инвентаризации проверяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Для этого членов комиссии необходимо обеспечить помощниками для взвешивания и перемещения предметов, а также необходимыми механизмами (весами, контрольно-измерительными приборами и т. п.).
Если инвентаризацию проводят в течение нескольких дней, то складские помещения после ухода комиссии каждый раз опечатывают.
До начала инвентаризации надо проверить:
Если этих документов нет, необходимо их срочно оформить или восстановить.
Если в ходе инвентаризации комиссия обнаружит объект основных средств, который не учтен, в описи надо сделать запись о его наименовании, технических характеристиках и материалах, из которых он изготовлен.
Такие объекты надо оценить по рыночным ценам.
Всю информацию по основным средствам инвентаризационная комиссия записывает в опись (форма № ИНВ-1).
Кроме того, отдельно оформите опись по не принадлежащим фирме (арендованным) ОС. В ней сделайте ссылки на документы, на основании которых эти основные средства находятся у вас.
Данные о товарах, материалах, полуфабрикатах и готовой продукции отражают в описи по форме № ИНВ-3. Там указывают их виды, группы, артикулы и сорта. Все ценности в присутствии членов комиссии пересчитывают, перемеривают, перевешивают. Опись составляют в двух экземплярах:
По отгруженным товарам, которые не находятся на складе фирмы, оформите отдельную опись.
Сделайте в ней записи о покупателях, наименовании товаров, их стоимости и дате отгрузки.
В процессе инвентаризации комиссия пересчитывает деньги в кассе и сверяет полученную сумму с остатком на конец дня в кассовой книге.
Помимо денег комиссия должна проверить сохранность денежных документов: почтовых марок, путевок в дома отдыха и санатории и т. д.
К денежным документам относятся оформленные векселя или облигации вашей фирмы, предназначенные к выдаче. В кассах часто хранят и документарные ценные бумаги третьих лиц (векселя, облигации), но денежными документами они не являются. Что касается акций, то эти ценные бумаги документарной формы не имеют.
При инвентаризации используют типовые бланки по форме № ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств» и № ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности».
Если в результате инвентаризации была выявлена недостача, руководитель может принять одно из решений:
удержать сумму недостачи с материально ответственного лица;
списать недостачу за счет средств организации (если в недостаче нет вины кассира или если руководитель отказался от взыскания недостачи с кассира).
Решение руководителя фиксируют на оборотной стороне акта.
Результаты инвентаризации задолженностей по счетам расчетов отражают в едином акте по форме № ИНВ-17 и специальной справке (приложение к форме № ИНВ-17).
Комиссия проводит инвентаризацию на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т. д. Она должна определить сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей и возможность их погашения.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
После инвентаризации оформленные описи и акты передайте в бухгалтерию фирмы. Если в них зафиксированы расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и остатками по данным бухгалтерского учета, суммы отклонений занесите в сличительные ведомости. Для этих ведомостей предусмотрены унифицированные формы. По каждому виду ценностей форма своя. Например, в форме № ИНВ-18 указывают результаты инвентаризации основных средств, в форме № ИНВ-19 – товарно-материальных ценностей и т. д.
В ходе инвентаризации могут быть выявлены излишки и недостачи материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений. Они могут возникать из-за того, что те или иные ценности или хозяйственные операции были отражены в учете неверно. В этой ситуации бухгалтеру придется внести исправления в учет.
Для исправлений ошибок следует руководствоваться специальным ПБУ 22/2010.
Подробно и детально тема рассмотрена в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Ошибки текущего года исправляют в месяце их обнаружения.
Если ошибки отчетного года выявлены после его завершения, но до утверждения отчетности, исправления датируют 31 декабря отчетного года.
Если в текущем году обнаружены прошлогодние ошибки, а годовой баланс уже утвержден собственниками фирмы, то исправления делают в текущем году.
Исправить ошибку можно двумя способами:
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий