Между фирмой-покупателем и фирмой-продавцом был заключен договор поставки пиломатериалов. Согласно его условиям, стороны обмениваются сообщениями, в том числе посредством мессенджеров WhatsApp, Viber, WeChat, Telegram. Договором установлен срок для поставки, а также обязанность продавца уведомить о готовности товара за семь дней.
Покупатель перечислил деньги в сумме 2,2 млн руб. за товар в декабре 2021 года и феврале 2022 года. Не дождавшись уведомления о готовности продукции, в июле 2022 года компания попросила вернуть ей средства и расторгнуть договор.
Больше по теме
Суд признал поднятый вверх большой палец доказательством согласования условий договора
Продавец ответил на претензию, что в апреле направлял директору организации фотографию о готовности пиломатериалов в мессенджере, и он поставил на ней смайлик. Но в итоге продукцию никто не забрал.
Покупатель не стал оспаривать доводы продавца, а уступил право требования другой компании и уже она обратилась в суд, чтобы взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 2,2 млн руб.
Обратите внимание
Ранее АС Краснодарского края принял эмодзи в качестве способа согласования условий договора. Продавец настаивал, что не поставил в срок товар из-за несогласования покупателем его внешнего вида. Суды с этим не согласились, ведь в переписке он подтвердил выбранный покупателем цвет отправкой эмодзи с изображением руки с поднятым вверх большим пальцем.
Первая инстанция указала, что ответчик не выполнил обязательства по уведомлению покупателя о готовности товара. Фото и иные графические изображения нельзя рассматривать в качестве юридически значимого сообщения – уведомления о готовности товара к отгрузке. Отправка таких изображений не была обычной практикой между сторонами.
Продавец не убедился в том, что покупатель понял его правильно, а также не принял других мер по надлежащему уведомлению покупателя.
Арбитражный суд Кировской области удовлетворил иск, взыскал 2,2 млн руб. неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими деньгами, а также судебные расходы (дело № А28-2634/2023).
Обратите внимание
Юристы, опрошенные Право.ru, указывают, что контрагент должен послать сообщение такого содержания, из которого недвусмысленно должно следовать намерение и воля контрагента. Но по факту, суд в каждом конкретном случае самостоятельно решает по своему внутреннему усмотрению, насколько содержание эмодзи могло быть понятно контрагенту.
Фирму-продавца решение не устроило, и она обжаловала его в апелляцию.
2-й ААС согласился с позицией АС Кировской области. По мнению суда, из переписки продавца и покупателя видно, что стороны согласовывали дату и время погрузки, продавец прислал фото товара по просьбе покупателя.
Успейте получить подарки при подписке на электронный журнал!
Онлайн-журнал для бухгалтеров поможет вам первыми узнавать о главных изменениях законодательства. Подпишитесь на «Практическую бухгалтерию»! Вас ждут подарки и скидки. Акция ограничена по времени.
Таким образом, направление снимка и получение в ответ эмодзи «Большой палец вверх» нельзя признать сложившейся между сторонами договора практикой уведомления о готовности товара к отгрузке.
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Межрегиональные автоперевозки на патенте
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий