Новый закон поможет будущим и бывшим ИП, самозанятым и безработным

Новый закон поможет будущим и бывшим ИП, самозанятым и безработным

20.11.2023   |   Кадры  |   0Оставить комментарий
Законопроект № 275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации» принят во втором, решающем чтении. Подробный 156-страничный документ  направлен на борьбу с неформальной занятостью. Законопроект впервые закрепляет статус самозанятого с трудовой точки зрения, предлагает включать замеченных в сером найме работодателей в специальный публичный реестр, давать разовые «подъемные» новым индивидуальным предпринимателям для выхода на рынок.
Новый закон  поможет будущим и бывшим ИП, самозанятым и безработным

Действующий закон «О занятости населения» приняли 32 года назад, 19 апреля 1991 года. Документ уже устарел, поэтому его предлагают заменить новым, гораздо более подробным.

В январе группа депутатов и сенаторов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным внесла в нижнюю палату парламента новую версию закона. Главной задачей нового законопроекта разработчики назвали «отражение изменившихся реалий рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления». В первом чтении документ приняли в марте.

Обратите внимание

Законопроект, разрешает безработным брать короткие подработки без снятия с учета и дает возможность получать пособие бывшим предпринимателям.

Поправки также вводят понятия «занятость», «граждане, ищущие работу», «безработные граждане», «граждане, впервые ищущие работу», «граждане, находящиеся под риском увольнения», и определяет категории граждан, которые испытывают трудности с поиском работы.

Авторы документа предлагают определить критерии работы, подходящей конкретному человеку:

  • образование и квалификация гражданина;

  • его специальность, профессиональные навыки и качества;

  • желаемая сфера деятельности или профессия;

  • тип занятости;

  • подходящая локация рабочего места;

  • зарплата, на которую претендует кандидат;

  • социальное положение и жизненные обстоятельства заявителя.

Работу, не требующую особой квалификации, временные подработки и общественные работы могут назначить впервые ищущим работу и дважды уволенным за нарушение трудовой дисциплины, а также состоящим на учете более 12 месяцев и отказавшимся пройти профессиональное обучение.

Платформенная «недозанятость»

Ко второму чтению из законопроекта исключили положения о регулировании платформенной занятости, огбращает внимание Право.ru. Изначально авторы документа предлагали ввести понятие «платформенно занятые» и отнести к ним граждан, которые находят заказчиков с использованием цифровых платформ занятых, например сервисов заказа такси или ресурсов по подбору вакансий для разнорабочих.

Во время разработки поправок появлялась информация, что для «платформенных» сотрудников установят обязательные нормы работы и отдыха, оплаты, доступа к соцгарантиям, в том числе к пенсионному страхованию и пособиям, но теперь соответствующие положения исключили из документа.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных положений.

Обратите внимание

В России почти каждый пятый работник занят в неформальном секторе, а в некоторых регионах этот показатель и вовсе равен половине всего трудоспособного населения. Для борьбы с неформальной занятостью Госдума предложила принять новую версию закона о занятости населения. Уличенные в сером найме работодатели попадут в специальный публичный реестр. Закон также разрешит безработным брать короткие подработки без снятия с учета и даст возможность получать пособие бывшим предпринимателям. А новым ИП обещают возможность получить разовые «подъемные» для выхода на рынок.

Самозанятость получила точное определение

Законопроект впервые закрепляет статус самозанятого с трудовой точки зрения.

Обратите внимание

Под самозанятостью законодатель понимает «деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленную на систематическое получение дохода».

Сейчас определен только налоговый режим самозанятого, который позволяет уплачивать налоги по ставке 4–6% в зависимости от того, кто потребитель товаров или услуг.

Закрепление этого понятия в одной из статей нового закона важно, потому что в той же статье законодатель обещает принять отдельные федеральные законы для регулирования труда самозанятых.

Порядок признания безработным

Законопроект подробно описывает порядок признания гражданина безработным. Для этого в первую очередь необходимо его волеизъявление: он должен обратиться в службу занятости с заявлением и приложить резюме. Правда, требования к содержанию обоих документов пока неизвестны — их установят отдельным федеральным законом позднее.

В течение четырех дней после подачи заявления гражданина должны пригласить в орган занятости «для формирования и согласования индивидуального плана, а также для подбора и согласования вариантов подходящей работы». Индивидуальный план поиска работы будет обязательным для соблюдения — если его проигнорировать, пособие платить не будут.

Обратите внимание

В законе указывается, кого нельзя признать безработным: граждан в возрасте до 16 лет, студентов-очников, пенсионеров по старости и некоторых других.

Снятие с учета

Если гражданин откажется от двух вариантов подходящей работы, его снимут с учета. При этом дважды одну и ту же работу орган занятости предлагать не вправе. Снятие с учета не происходит в случае, если найти подходящую работу кандидату не удалось за 12 месяцев (для граждан предпенсионного возраста — 18 месяцев). В таком случае кандидату начнут предлагать уже любую работу.

Повторно встать на учет можно будет через три месяца.

Подходящая работа

Для определения подходящей конкретному человеку работы законодатель предлагает учитывать такие критерии:

  • образование и квалификация гражданина;

  • его специальность, профессиональные навыки и качества;

  • желаемая сфера деятельности или профессия.

  • тип занятости;

  • подходящая локация рабочего места;

  • зарплата, на которую претендует кандидат;

  • социальное положение и жизненные обстоятельства заявителя.

Обратите внимание

Работа, не требующая особой квалификации, временные подработки и общественные работы могут быть назначены впервые ищущим работу и дважды уволенным за нарушение трудовой дисциплины, а также состоящим на учете более 12 месяцев и отказавшимся пройти профессиональное обучение.

Размер пособия по безработице

Пересмотрен размер пособия, выплачиваемого состоящим на учете безработным.

Действующая редакция закона о занятости отдает правительству полномочия по определению максимального и минимального размера пособия.

На 2023 год они установлены в размере 12 792 руб. и 1500 руб. соответственно. Новая редакция закона привязывает размер пособия к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ): максимально — 100%, минимально — 30%. По состоянию на 2023 год, это 16 242 руб. и 4873 руб. соответственно.

Как и прежде, на максимальный размер пособия могут рассчитывать только те, кто недавно лишился работы и чья зарплата была как минимум 21 656 руб., то есть для кого МРОТ составляет 75% от предыдущего заработка.

В таком размере будут платить только первые три месяца на учете в качестве безработного. В следующие три месяца сумма снизится до 50% от МРОТ, затем — до 30%.

Содействие начинающему предпринимателю и выплаты бывшему ИП

Законопроект предусматривает, что органы службы занятости могут содействовать безработным гражданам в создании условий, необходимых для начала предпринимательской деятельности.

Эти условия, как следует из текста поправок, будут заключаться в единовременной выплате при регистрации в качестве ИП или самозанятым, а также при создании юридического лица. Порядок и условия выплаты и ее размер будут устанавливать региональные власти.

Обратите внимание

Кроме того, законопроект дает право ИП и самозанятым регистрироваться в службе занятости населения и получать пособие по безработице при утрате заработка, но только при условии, что ИП ликвидировано, а статус самозанятого прекращен.

Еще одна важная мера поддержки -норма, которая позволит человеку брать короткие подработки, пока он состоит на учете как безработный.

Квоты для инвалидов

Сейчас обязанность по трудоустройству инвалидов касается по общему правилу только работодателей, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, а размер квоты составляет от 2 до 4% от этого числа.

При этом субъект федерации может установить (а может и не установить, как, например, в Москве и Санкт-Петербурге) квоту в пределах 3% для работодателей со среднесписочной численностью от 35 до 100 человек.

Обратите внимание

Законопроект понижает планку квотирования и устанавливает на уровне федерального закона обязанность для всех работодателей со среднесписочной численностью работников от 35 человек создавать или выделять рабочие места для инвалидов. Размер квоты при этом должен дифференцироваться субъектом также в пределах от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Заполнение рынка труда

Еще одна новая глава посвящена взаимодействию органов службы занятости с образовательными организациями. Количество бюджетных мест в образовательных организациях предлагается определять с учетом потребностей рынка труда.

Запрет на дискриминацию

В новой редакции прописан запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакансиях, в которой содержатся «сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ» в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии.

Обратите внимание

Проще говоря, работодателю нельзя распространять вакансии, которые содержат какие-либо дискриминационные признаки. Штраф за это существует уже десять лет (ст. 13.11.1 КоАП), но впервые положение закрепят в законе о занятости.

Противодействие нелегальной занятости

Законопроект предусматривает создание общедоступного реестра работодателей, которые трудоустраивают работников нелегально.

Этот реестр будет формироваться на основе обращений, содержащих информацию о фактах или признаках нелегальной занятости в компаниях.

Порядок ведения и публикации такого реестра должно определить правительство в подзаконном акте.



Меньше бумажной работы

Законопроект упрощает процедуру передачи сведений о предстоящем сокращении штата в органы службы занятости.

Теперь компания сможет сделать это через единую цифровую платформу. В настоящее время предусмотрена письменная форма подачи такого уведомления.

Источник материала
1584 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.