Как распорядиться бюджетной субсидией, чтобы не возникло проблем

Как распорядиться бюджетной субсидией, чтобы не возникло проблем

23.01.2024   |   Налоги  |   0Оставить комментарий
При использовании бюджетных средств, предоставленных в виде субсидий, получатели должны соблюдать принципы адресности и целевого характера бюджетных средств. Нарушение этих принципов обязывает вернуть деньги в бюджет.
Как распорядиться бюджетной субсидией, чтобы не возникло проблем

Поскольку роль государства в экономике усиливается, все большее значение приобретают вопросы юридически корректного и безопасного использования бюджетных средств, рассказывают юристы, опрошенные Право.ru.

Обратите внимание

Проблемными считаются случаи, когда получатель субсидий потратил бюджетные средства на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии, например на приобретение имущества, но затем передал его во временное пользование третьему лицу. Будет ли это нарушением принципов адресности и целевого характера бюджетных средств, влекущим необходимость возврата денег в бюджет и риск привлечения к административной или уголовной ответственности?

Позиция судов и контролирующих органов

Анализ практики показывает, что предпринимателям недостаточно формально израсходовать бюджетные средства на цели, указанные в соглашении о предоставлении субсидии.

Контролирующие органы и суды оценивают всю деятельность организации, связанную с пользованием и распоряжением, результатами расходования бюджетных средств с учетом цели их предоставления, предусмотренной в соответствующих правовых актах и соглашениях о предоставлении субсидии.

В связи с этим показательны следующие судебные акты:

1). Дело «‎Кластерного инжинирингового центра». 

Некоммерческой организации предоставлена субсидия для развития и обеспечения деятельности инжинирингового центра кластера и выполнения работ (оказания услуг) организациям — участникам кластера с правом закупки оборудования для достижения этих целей.

Приобретенное за счет средств субсидии имущество было реализовано и сдано некоммерческой организацией в аренду третьим лицам с правом выкупа, что сделало невозможным его использование организациями — участниками кластера и самой некоммерческой организацией.

Рассматривая спор № А55-10318/2020, 11-й ААС указал, что приобретенное за счет средств субсидии имущество должно использоваться по целевому назначению до окончания срока выполнения целей и задач, ради которых предоставлялась субсидия.

При этом право расходовать субсидию самостоятельно, закрепленное в соглашении о ее предоставлении, не дает права распоряжаться приобретенным имуществом в нарушение целей предоставления субсидии.

2). Дело Школы олимпийского резерва № 9.

Оборудование и спортивный инвентарь, приобретенные школой за счет бюджетных средств, были переданы в муниципальную собственность и в оперативное управление иным учреждениям. Поэтому такое оборудование и инвентарь не использовались для развития материально-технической базы школы.

Рассматривая спор № А53-19444/2021, АС Северо-Кавказского округа пришел к выводу: поскольку субсидия предоставлялась для приобретения спортивного оборудования и инвентаря именно школе для приведения ее в нормативное состояние в рамках реализации госпрограммы, передача приобретенного имущества на денежные средства субсидии иным организациям не соответствует задачам, для решения которых была принята госпрограмма.

3). Дело Школы олимпийского резерва № 13.

Еще в одном деле (№ А53-15658/2021) 15-й ААС указал, что передача иным учреждениям оборудования свидетельствует о нарушении принципа адресности.

Любое перераспределение средств субсидии (передача купленного инвентаря на средства субсидии) другим лицам свидетельствует о нарушении принципа адресности бюджетных средств как принципа бюджетного финансирования.

Минимизация риска нарушения принципов использования бюджетных средств

Суды, преследуя цели эффективного расходования бюджетных средств, нередко применяют оценочный подход для определения правомерности действий получателя субсидии в отсутствие четких нормативных критериев. Это вносит значительную неопределенность в гражданском обороте.

Дело в том, что оценить риск квалификации контролирующим органом, органом исполнительной власти, предоставившим субсидию, действий получателя по передаче им третьим лицам имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, как их нецелевое использование и нарушение принципа адресности возможно в каждом конкретном случае.

Например, учитывая условия предоставления субсидии и ее использования, анализ правовых актов о предоставлении субсидии, соответствующих соглашений, цели предоставления субсидии, показатели результативности использования, цели приобретения имущества за счет бюджетных средств.

Обратите внимание

Общие требования к правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов субсидий, вступившие в силу с 1 января 2024 года, предусматривают требование о необходимости указывать в соответствующем нормативном акте результат предоставления субсидии (он должен быть конкретным, измеримым, соответствовать целям предоставления субсидии, а также типам результатов предоставления субсидии, определенным в соответствии с установленным Министерством финансов порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии).

Установление в нормативном правовом акте, соглашении о предоставлении субсидии для приобретения товара контрольных точек позволит получателю бюджетных средств обосновать соблюдение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств, предоставленных на приобретение товара, путем предоставления соответствующих документов (например, заключенный договор, первичные документы, подтверждающие поставку товара, его оплату, постановку на баланс).

Эти положения, возможно, приведут к изменению судебной практики, обратив толкование судами целей предоставления субсидий в своего рода инструмент навигации и обеспечив более прозрачный правовой режим для получателей. Впрочем, поживем — увидим.



P.S. В любом случае хорошим советом для получателей бюджетных средств будет направление в орган публичной власти, предоставивший субсидию, запроса о даче разъяснений в части использования субсидии, порядка ее расходования, в том числе в части права распоряжаться имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств, исходя из предусмотренной в соглашении цели использования субсидии, результатов ее предоставления.

Источник материала
972 просмотра Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.