Поскольку роль государства в экономике усиливается, все большее значение приобретают вопросы юридически корректного и безопасного использования бюджетных средств, рассказывают юристы, опрошенные Право.ru.
Обратите внимание
Проблемными считаются случаи, когда получатель субсидий потратил бюджетные средства на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии, например на приобретение имущества, но затем передал его во временное пользование третьему лицу. Будет ли это нарушением принципов адресности и целевого характера бюджетных средств, влекущим необходимость возврата денег в бюджет и риск привлечения к административной или уголовной ответственности?
Анализ практики показывает, что предпринимателям недостаточно формально израсходовать бюджетные средства на цели, указанные в соглашении о предоставлении субсидии.
Больше по теме
Аудиторам велено тщательнее проверять получателей субсидий. И если что…
Минпромторг предлагает смягчить правила возврата субсидий при импортозамещении
Власти хотят изменить условия программ помощи бизнесу из-за роста ключевой ставки
Как учитывать средства СФР на финансирование предупреждения травматизма
Контролирующие органы и суды оценивают всю деятельность организации, связанную с пользованием и распоряжением, результатами расходования бюджетных средств с учетом цели их предоставления, предусмотренной в соответствующих правовых актах и соглашениях о предоставлении субсидии.
В связи с этим показательны следующие судебные акты:
1). Дело «Кластерного инжинирингового центра».
Некоммерческой организации предоставлена субсидия для развития и обеспечения деятельности инжинирингового центра кластера и выполнения работ (оказания услуг) организациям — участникам кластера с правом закупки оборудования для достижения этих целей.
Приобретенное за счет средств субсидии имущество было реализовано и сдано некоммерческой организацией в аренду третьим лицам с правом выкупа, что сделало невозможным его использование организациями — участниками кластера и самой некоммерческой организацией.
Рассматривая спор № А55-10318/2020, 11-й ААС указал, что приобретенное за счет средств субсидии имущество должно использоваться по целевому назначению до окончания срока выполнения целей и задач, ради которых предоставлялась субсидия.
При этом право расходовать субсидию самостоятельно, закрепленное в соглашении о ее предоставлении, не дает права распоряжаться приобретенным имуществом в нарушение целей предоставления субсидии.
2). Дело Школы олимпийского резерва № 9.
Оборудование и спортивный инвентарь, приобретенные школой за счет бюджетных средств, были переданы в муниципальную собственность и в оперативное управление иным учреждениям. Поэтому такое оборудование и инвентарь не использовались для развития материально-технической базы школы.
Рассматривая спор № А53-19444/2021, АС Северо-Кавказского округа пришел к выводу: поскольку субсидия предоставлялась для приобретения спортивного оборудования и инвентаря именно школе для приведения ее в нормативное состояние в рамках реализации госпрограммы, передача приобретенного имущества на денежные средства субсидии иным организациям не соответствует задачам, для решения которых была принята госпрограмма.
3). Дело Школы олимпийского резерва № 13.
Еще в одном деле (№ А53-15658/2021) 15-й ААС указал, что передача иным учреждениям оборудования свидетельствует о нарушении принципа адресности.
Любое перераспределение средств субсидии (передача купленного инвентаря на средства субсидии) другим лицам свидетельствует о нарушении принципа адресности бюджетных средств как принципа бюджетного финансирования.
Суды, преследуя цели эффективного расходования бюджетных средств, нередко применяют оценочный подход для определения правомерности действий получателя субсидии в отсутствие четких нормативных критериев. Это вносит значительную неопределенность в гражданском обороте.
Дело в том, что оценить риск квалификации контролирующим органом, органом исполнительной власти, предоставившим субсидию, действий получателя по передаче им третьим лицам имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, как их нецелевое использование и нарушение принципа адресности возможно в каждом конкретном случае.
Например, учитывая условия предоставления субсидии и ее использования, анализ правовых актов о предоставлении субсидии, соответствующих соглашений, цели предоставления субсидии, показатели результативности использования, цели приобретения имущества за счет бюджетных средств.
Обратите внимание
Общие требования к правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов субсидий, вступившие в силу с 1 января 2024 года, предусматривают требование о необходимости указывать в соответствующем нормативном акте результат предоставления субсидии (он должен быть конкретным, измеримым, соответствовать целям предоставления субсидии, а также типам результатов предоставления субсидии, определенным в соответствии с установленным Министерством финансов порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии).
Установление в нормативном правовом акте, соглашении о предоставлении субсидии для приобретения товара контрольных точек позволит получателю бюджетных средств обосновать соблюдение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств, предоставленных на приобретение товара, путем предоставления соответствующих документов (например, заключенный договор, первичные документы, подтверждающие поставку товара, его оплату, постановку на баланс).
Эти положения, возможно, приведут к изменению судебной практики, обратив толкование судами целей предоставления субсидий в своего рода инструмент навигации и обеспечив более прозрачный правовой режим для получателей. Впрочем, поживем — увидим.
Успейте получить подарки при подписке на электронный журнал!
Онлайн-журнал для бухгалтеров поможет вам первыми узнавать о главных изменениях законодательства. Подпишитесь на «Практическую бухгалтерию»! Вас ждут подарки и скидки. Акция ограничена по времени.
P.S. В любом случае хорошим советом для получателей бюджетных средств будет направление в орган публичной власти, предоставивший субсидию, запроса о даче разъяснений в части использования субсидии, порядка ее расходования, в том числе в части права распоряжаться имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств, исходя из предусмотренной в соглашении цели использования субсидии, результатов ее предоставления.
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
ПСН в 2025 году: новые ограничения, возврат на ПСН стал сложнее
Комментарии (0)
Оставить комментарий