Но начнем с предыстории. В чем же состояли претензии налогового органа к предприятию, почему инспекторы потребовали от компании доплатить в бюджет недоимку по налогам более 17 миллионов рублей, пени более четырех миллионов рублей, а также выписали штраф на сумму свыше шести миллионов рублей?
Все дело в спорных контрагентах. Проверяемое предприятие заключило договор субподряда. Позже по этой сделке организация и оформила вычет по НДС, и учла расходы при расчете сумм налогов. Казалось бы, обычная практика, только вот контролеры заподозрили стороны в заключении фиктивной сделки. Надо сказать, что основания для этого имелись.
Ревизоры их установили, а позже с их выводами согласились и суды. Во время проверки одного из контрагентов оказалось, что между сторонами велся фиктивный документооборот. Также ревизорами было установлено, что у делового партнера не было квалифицированных сотрудников для выполнения необходимых работ, не имела компания и материалов, а также оборудования, нужного для выполнения условий контракта.
Не вела даже первичный документальный учет, который бы подтвердил факт выполнения условий договора. Но это еще не все. Инспекторы установили, что организация не отправляла для проведения работ своих представителей. Однако же все вышеперечисленное имелось у проверяемой компании: и оборудование, и материалы, и персонал. Проще говоря, исполнить условия контракта она могла самостоятельно. Что она и сделала, посчитали инспекторы.
Компания отказалась доплачивать налог. Коммерсанты настаивали: наш контрагент реальный. Бизнес, в доказательство своей правоты, ссылался еще и на судебное разбирательство, которое ранее состоялось между деловыми партнерами. Но инспекторов корпоративный спор не интересовал, они отказались принимать во внимание решение судей как доказательство реальности сделки.
Так участники уже налогового спора, бизнес и представители ИФНС, оказались в зале суда (дело № А12-19911/2022).
В первой инстанции компания проиграла. В второй тоже. Судьи соглашались с доводами ревизоров. Если у предприятия нет нужного оборудования, нет сотрудников, не закупаются материалы, о каком сотрудничестве с подрядчиком может идти речь, о каком выполнении работ говорить? Не оказалось, к слову, и всех подтверждающих сделку документов.
Все изменилось в кассации. Там решения нижестоящих судов были отменены. Арбитры приняли во внимание ранее полученное решение суда, в котором истец и его подрядчик спорили. Победу в том суде, к слову, одержал субподрядчик.
На основании ранее вынесенного судебного решения кассация пришла к выводу, что деловые отношения между компаниями имели место. А вот аргумент об отсутствии у проверяемого предприятия ресурсов для работы судьи кассации отклонили.
Проиграв спор, инспекция обратилась в Верховный суд. Ревизоры пояснили, что на решение арбитров не могут влиять корпоративные судебные споры. Ведь стороны судились не из-за налогов.
Редакция «ПБ»
Как арбитры ВС РФ объяснили свое решение читайте в полной версии статьи на сайте журнала «Практическая бухгалтерия».
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий