Налоговый кодекс, а именно подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ разрешает компаниям учитывать премии, которые те выплатили своим деловым партнерам. Кроме этого организация может учесть и скидки, которые были предоставлены покупателям. Эти траты можно отнести к внереализационным расходам в налоговой базе по прибыли.
Правда, возникает риск. Инспекторы в некоторых случаях снимают расходы в виде премий, предназначенных для партнеров бизнеса и его клиентов. Почему? Компания неправильно оформила такие траты. Здесь и возникают три условия, которые вам нужно обязательно соблюсти, чтобы минимизировать свои риски.
Это обязательное правило. Более того, не подходите к этому вопросу формально. Пропишите в контакте подробные условия представления премий.
Понятно, что вы можете учесть в расходах только те премии, которые были предусмотрены договором купли-продажи. На другие виды контрактов такой вид учета не распространяется. Об этом говорится в разъяснениях Минфина России, которое ведомство дало в письме от 18.12.2020 № 03-03-06/1/111308.
Важное правило учета премии – она может и должна соотноситься с выполнением условий договора, но эта выплата не может быть вычтена из суммы поставки.
Кроме этого, сумму НДС, ранее принятую к вычету, покупатель также не уменьшает.
В целом, как вы, скорее всего, помните, любые виды расходов принять к учету можно только в том случае, если они документально подтверждены и обоснованы. То же самое касается и трат компании в виде выплачиваемых премий покупателям.
Требования к документальному оформлению расходов указаны в статье 252 Налогового кодекса. Помните, что одно из главных требований, по которому проверяющие оценивают ваши расходы, влияющие на налогооблагаемую базу – это цель таких трат, они могут быть направлены исключительно на получение дохода бизнеса.
Список документов, которыми компания может подтверждать расходы на выплату премии, ранее указывал Минфин России. Ведомство приводило этот перечень в письме от 12.12.2022 № 03-03-06/1/121505:
Пример. Как оформить премию оптовику
Допустим, что АО «Актив» заключило с ООО «Пассив» договор купли-продажи компьютеров. Согласно маркетинговой политике по итогам года покупателям выплачивается премия, если суммарный объем закупок за год достигнет 800 единиц товара.
Условия о выплате премии сформулированы так:
<…>
7. Премия
7.1. С целью увеличения сбыта товаров покупателю по итогам года выплачивается премия, на которую покупатель имеет право, если его суммарный годовой объем закупок составил 800 единиц товара и более.
7.2. Порядок расчета суммы премии
Сумму премии определяют из расчета 100 руб. за каждую единицу товара.
7.3. Порядок выплаты премии
Премия выплачивается при предъявлении покупателем заявки на нее с перечнем всех закупок за отчетный год (с датами и номерами накладных).
По желанию покупатель может получить премию одним из способов: перечислением на расчетный счет в течение 30 календарных дней после предъявления заявки или зачетом суммы премии в счет последующих закупок товара.
<…>
ФНС России в письме от 19.03.2021 № СД-4-3/3651@ сообщала, что база по НДС снижается, если уменьшение стоимости оказанных услуг, отгруженных товаров на сумму премии или скидки установлено договором. Тогда выручку определяют с учетом поступлений за реализованный товар, работы или услуги.
Сама по себе ретро-скидка может привести к переплате продавцом налога на прибыль за прошлый период. Если это случилось, то бухгалтер вправе не корректировать прошлые периоды, а учесть изменения в текущем, в том случае если ошибка привела к излишней уплате налога. Об этом говорится в пункте 1 статьи 54 НК РФ.
Продавец отражает скидку в налоговом учете в составе внереализационных расходов как убыток прошлых налоговых периодов, выявленный в текущем отчетном периоде (письмо Минфина России от 22.05.2015 № 03-03-06/1/29540).
Редакция ПБ
Больше полезных материалов, читайте на сайте на сайте журнала «Практическая бухгалтерия»..
Комментарии (0)
Оставить комментарий