Кто должен ухаживать за средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Кто должен ухаживать за средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

01.08.2024   |   Кадры  |   0Оставить комментарий
Работники вредных и опасных производств не могут быть допущены к работе в загрязненной спецодежде и обуви, с неисправными средствами индивидуальной защиты (СИЗ). За всем этим обязан следить работодатель в рамках выполнения своей функции по охране труда.
Кто должен ухаживать за средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) представляют собой специальные устройства и предметы, предназначенные для защиты работников от негативного воздействия опасных факторов на производстве, а также для минимизации риска загрязнения. Эти средства помогают обеспечить безопасность и здоровье сотрудников, снижая вероятность травм и профессиональных заболеваний.

СИЗ включают в себя разнообразные элементы, такие как защитные перчатки, маски, каски и другую экипировку, специально разработанную для защиты в конкретных условиях труда.

Существует множество видов средств индивидуальной защиты:

  • Одежда специального назначения: защитные костюмы, комбинезоны, халаты и фартуки.
  • Обувь: ботинки с усиленным носком, сапоги, полуботинки и обувь, разработанная для работы с агрессивными химическими веществами.
  • Защита головы: каски, защитные очки, щитки и респираторы.
  • Средства для защиты дыхательных органов: противогазы, респираторы и фильтры.
  • Защита рук: перчатки, рукавицы и защитные кремы.
  • Средства защиты слуха: беруши и защитные наушники.
  • Оборудование против падений: страховочные пояса, карабины и тросы.
  • Защита от электричества: диэлектрические перчатки, боты и изолирующие коврики.
  • Продукты личной гигиены: мыло, шампунь и салфетки.

Обязанность по обеспечению охраны труда и безопасности ТК РФ возлагает на работодателя. Если деятельность связана с опасными или неблагоприятными условиями, организация должна бесплатно предоставить работникам СИЗ.

Одновременно с этим, работодатель имеет право с учетом мнения представительного органа работников, исходя из финансового положения, определять правила бесплатного обеспечения сотрудников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ. Порядок выдачи спецодежды нужно закрепить в локальных документах, например, в коллективном или трудовом договоре или Правилах трудового распорядка.

О необходимости работать с СИЗ, правилах их использования, стандартах выдачи нужно проинформировать сотрудников во время вводного инструктажа по охране труда, который обязателен для каждого нового сотрудника или отдельного работника, переведенного на другую должность.


Бывшие в употреблении СИЗ могут использоваться только в качестве дежурных СИЗ, если они прошли мероприятия по уходу, сохранили свою целостность и сохранного защитных свойств.

Нормы выдачи СИЗ в 2024 году

Выдавать сотрудникам спецодежду нужно по Правилам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденным приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н. 

Единые типовые нормы выдачи СИЗ утверждены приказом Минтруда от 29.10.2021 № 767н. Они действуют с 1 сентября 2023 года. До 31 декабря 2024 года вместо типовых норм из приказа № 767н можно применять типовые отраслевые нормы, с учетом результатов спецоценки и оценки профрисков.

Уход за СИЗ

Спецодежду и обувь, которые выдаются работникам вредных и опасных производств, работодатель обязан чистить и ремонтировать за свой счет.

Работник всего лишь обязан правильно использовать выданные СИЗ:

  • одевать одежду, обувь и другие средства защиты по назначению, носить на работе,
  • соблюдать правила эксплуатации,
  • проверять их на предмет комплектности и пригодности,
  • информировать руководство о загрязнении, порче, выходе из строя (неисправности), утрате или пропаже;
  • хранить СИЗ в месте, которое предоставит работодатель и т.п.

Испорченные СИЗ, утратившие свои свойства, работник обязан вернуть работодателю. Все выданные ранее СИЗ работник возвращает при увольнении.

Работодатель со своей стороны после выдачи СИЗ обязан обеспечить:

  • проверку исправности используемых работниками СИЗ,
  • хранение СИЗ в специально оборудованном помещении,
  • уход за СИЗ, который включает в себя стирку, чистку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию, обеспыливание, обезвреживание.

Требования по уходу за СИЗ и ответственность установлены Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» в главе XIV, которая так и называется «Уход за СИЗ».

Пункт 67 Приказа № 766н гасит: «работодатель обязан обеспечивать уход (обслуживание) за СИЗ, включая дежурные СИЗ, в том числе своевременную химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, дезинсекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, а также ремонт и замену СИЗ, утративших необходимые защитные свойства.»

Надлежащий уход за СИЗ работодатель обязан организовать за счет собственных средств. Возлагать на работника обязанности по стирке СИЗ нельзя.

Все работы по уходу за СИЗ (химчистка, стирка, ремонт, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание и обеспыливание) организация может передать сторонним фирмам по договору.

Чтобы работники оставались всегда с СИЗ «на руках», им можно выдавать два и более комплекта. Тогда один комплект может быть передан на чистку, а второй использоваться в это время при работе.

Учет расходов на СИЗ

Расходы работодателя на приобретение СИЗ и последующий уход за ними могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов, при условии, что все они документально подтверждены согласно требованиям статьи 252 НК РФ.

Бухгалтерия.ру Источник материала
486 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.