Простой. Должны ли сотрудники оставаться на территории фирмы?

Простой. Должны ли сотрудники оставаться на территории фирмы?

06.08.2024   |   Кадры  |   0Оставить комментарий
Трудовым законодательством не урегулирован вопрос о необходимости присутствия работников на территории работодателя во время простоя. Это может вызвать вопросы у сторон и, вероятно, при негативном стечении обстоятельств, даже конфликт. В этой статье попробуем разобраться, есть ли необходимость присутствия сотрудников на предприятиях во время простоя.
Простой. Должны ли сотрудники оставаться на территории фирмы?

Первое, с чего можно начать – изучить недавнее письмо Минтруда России от 17.04.2024 № 14-6/ООГ-2338. В нем ведомство разобрается в вопросе.

Письмо с разъяснениями

Минтруд считает, что если в компании введен режим простоя, то сотрудники не могут самовольно оставить свои рабочие места и разойтись. Обоснование следующее. Сам термин «простой» предполагает, что это период, в течение которого сотрудник находится на работе, но бездействует. Поэтому простой считается рабочим временем.

А если так, то сотрудники не могут самостоятельно распоряжаться этим периодом, в том числе уйти с работы, ведь в случае, если бы простоя не было, специалисты бы находились на своих рабочих местах. Из этого можно сделать вывод, что в случае, если работник все же покинет территорию работодателя во время простоя, это можно считать нарушением дисциплины.

Обратите внимание, трудовое законодательство не регулирует этот вопрос. В случае возникновения подобной ситуации компания, вероятно, может самостоятельно принять решение о том, обязательно ли присутствие сотрудников на рабочих местах. Наличие сотрудников в офисе в период простоя, если тот продолжается длительное время, скорее нецелесообразно.

Но будьте внимательны: как и сам период простоя, которой оформляется приказом, нахождение или отсутствие сотрудников в офисе или на предприятии лучше зафиксировать документально. Кроме того, в приказе о простое следует уточнить, как именно предприятие намерено вызвать специалистов обратно после завершения периода простоя.

Судебная практика на стороне работодателя

Теперь давайте рассмотрим один судебный спор по этому вопросу. Так, из Апелляционного определения Свердловского областного суда от 15.06.2018 по делу № 33-9935/2018 можно узнать следующее. Сотрудница компании требовала восстановить ее на рабочем месте, а свое увольнение признать незаконным.

Причиной увольнения стало как раз отсутствие специалиста на рабочем месте в период простоя. Почему сотрудником было принято решение на работу в период простоя не выходить, не уточняется. Однако известно, что последовало за этим решением. Компания признала отсутствие работника в положенные часы в офисе прогулом, после чего последовало увольнение. Заметим, что период простоя был введен на несколько дней.

Суд довод сотрудника о том, что отсутствие на работе было связано с периодом простоя, не принял. «Проверяя доводы истца об уважительности причин отсутствия на рабочем месте по причине объявления простоя, суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие истца на работе в спорный период является прогулом, поскольку сам по себе факт временного приостановления работы редакции об уважительности причин отсутствия на работе не свидетельствует», – сообщили арбитры.

Обращают на себя внимание и другие факты в этом споре. В частности, истец сообщил, что в приказе работодателя не уточнялось, должны ли работники оставаться на период простоя на предприятии или могли покинуть территорию фирмы.

Но суд и этот аргумент не принял. Более того, был отклонен и аргумент о том, что в другие периоды, когда вводился простой, работники могли уходить с работы.

В своем определении арбитры уточняют, что, «учитывая определение рабочего времени, данное в ст. 91 Трудового кодекса РФ, а также проанализировав виды времени отдыха, указанные в ст. 107 Трудового кодекса РФ, судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что время простоя является рабочим временем, а не временем отдыха, которое работник вправе использовать по своему усмотрению».

Далее судьи пишут, что в период простоя сотрудники компании должны находиться на территории работодателя и выполнять те свои рабочие функции, которые не связаны с причиной простоя.

Одновременно с этим судьи сообщили, что право сотрудника не находиться на работе может быть закреплено либо в коллективном договоре, либо в локальном нормативном акте, либо в трудовом договоре, а также в самом приказе работодателя об объявлении простоя. Таким образом, решение об увольнении сотрудника по причине прогула судьи посчитали правомерным.

Данное судебное решение не единственное.

Обратите внимание: период простоя оплачивается. Однако сумма заработной платы, которую работники получат на руки, будет отличаться от их обычного дохода.

Это еще один подводный камень, с которым может столкнуться предприятие, переходя в режим простоя. Поэтому очень важно правильно оформить начало и завершение простоя, а затем точно рассчитать сумму заработка сотрудников. Далее разберемся, какие виды простоя бывают, как они оформляются и как рассчитывается заработная плата специалистов.

Какие виды простоя бывают?

Напомним, к простою относится период времени, в который работник, как мы уже рассказали, находится на территории работодателя, при этом не выполняя свои профессиональные функции.

Начаться простой может по трем причинам:

  • по вине сотрудника. Такая ситуация возникает, когда действия работника привели к поломке оборудования, например, автомобиля на котором он работает, станка и т. д.;
  • по вине работодателя. Этот сценарий может реализоваться, когда сама компания стала причиной нарушения производственного процесса, например, необходимые исходные материалы для производства не были вовремя доставлены или у компании была отозвана обязательная лицензия на тот или иной вид деятельности и т. д.;
  • по причинам, которые не зависят ни от компании, ни от ее сотрудников.

Теперь давайте посмотрим на правила оплаты. В первом случае, если простой возник по вине сотрудника, это время компания может не оплачивать. Простой, который возникает по вине работодателя, оплачивается специалистам в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Если же простой начался по не зависящим от организации и ее работников причинам, то оплачивается это время в размере не ниже 2/3 часовой (дневной) ставки или месячного оклада работника.

Есть еще одно важное уточнение: на период простоя работники могут уйти в неоплачиваемый отпуск, однако предприятие не может требовать от сотрудников уйти в такой отпуск, сделать это работники могут, только приняв соответствующее решение самостоятельно и известив об это предприятие.

Как оформить простой

Простой вводится после того, как работник сообщает компании о начале простоя. Сделать это можно в форме служебной записки, которая направляется в администрацию компании.

Далее руководитель предприятия издает приказ о простое. В документе необходимо указать время начала простоя и его продолжительность, причины, по которым такая ситуация возникла, размер оплаты простоя.

Период простоя компания оплачивает по тем сведениям, которые должны быть зафиксированы в табеле учета использования рабочего времени (форма № Т-12 или Т-13). В документе должны быть указаны дни и часы простоя. Если такая ситуация случилась в течение одной смены, то необходимо составить листок учета простоев.

Редакция ПБ совместно с редакцией бератора «Практическая бухгалтерия»

Правила расчета заработной платы с формулами, вы можете узнать из полной версии статьи «Простой. Должны ли сотрудники оставаться на территории фирмы?» на сайте журнала «Практическая бухгалтерия».

Практическая бухгалтерия Источник материала
589 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.