Предположим, что ваш бизнес растет, количество сотрудников увеличивается, а значит, пора менять офис, где можно разместить большее число работников, увеличить производственное помещение, склад и т. д. А может быть, ваш цифрой департамент так ловко овладел современными технологиями, что множество функций автоматизировано, поэтому рабочие пространства пора сократить. В общем причин может быть много. А вот процесс переезда един.
Для начала давайте разберемся в терминологии. Первое, на что стоит обратить внимание, это само словосочетание «юридический адрес». В законодательстве такой термин не фигурирует. Это фраза, которая больше используется в речи.
А какие же термины упоминаются в законах? В статье 54 Гражданского кодекса используется два понятия: «место нахождения» и «адрес юридического лица». И каждое имеет свое значение.
Начнем с места нахождения. Тут имеется в виду место, где организация ведет свою деятельность. Без уточнения ее точного адреса: улицы, номера дома, номера офиса или квартиры.
По месту нахождения проводится государственная регистрация общества. Как определить место нахождения компании, если у бизнеса, например, несколько точек продаж или офисов в разных регионах страны. Все просто, место нахождения будет там, где:
Словом, место нахождения компании – это муниципальное образование, населенный пункт, например, город, район и прочее, где работает гендиректор или уполномоченный представитель компании.
Важно! В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 и Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сведения о месте нахождения организации отражаются в уставе ООО и АО. Позже мы вернемся к требованиям ФЗ.
Перейдем ко второму термину – «адрес юридического лица». Тут подразумевается конкретное местоположение предприятия. Адрес юридического лица должен находиться там же, где и место нахождения.
Адрес юридического лица – это точка на карте, где находится генеральный директор или исполнительный орган предприятия. Именно этот адрес указывается в ЕГРЮЛ. И именно по нему будут приходить письма из налоговой инспекции и другая юридическая значимая корреспонденция.
Давайте подведем итог. Если мы знаем, что ООО «Рассвет» находится в городе Москва, то это будет метом нахождения общества. А если указан конкретный адрес организации, допустим, город Москва, ул. Тверская, далее номер дома и номер офиса – то это уже адрес юридического лица, в котором находится исполнительный орган общества и куда приходят все юридически значимые письма.
Перейдем к следующему вопросу – может ли учредитель зарегистрировать адрес компании в своей квартире? Общий ответ: может. Подтверждением тому – письмо Минфина России от 29.03.2019 № 03-12-13/38956 и Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61. Получается, что возражений на этот счет у чиновников или судей нет. Но они могут возникнуть у вас, если вы хотите зарегистрировать свою компанию у себя дома.
Дело в том, что адрес общества публичный. Таким образом, если учредитель хочет зарегистрировать компанию по адресу своего проживания, то этот адрес станет виден буквально всем.
Есть и другие недостатки такого решения, о которых лучше знать заранее. Так, в случае начала выездной проверки налоговые инспекторы придут именно домой к учредителю, адрес которого по совместительству будет являться адресом компании. Кроме того при продаже квартиры или дома придется менять адрес предприятия.
Но у такого решения есть и положительная сторона: такой адрес точно нельзя будет отнести к массовым, других предприятий в квартире учредителя с вероятностью 99,9% зарегистрировано не будет.
Помните, что при регистрации общества на домашний адрес должна быть обеспечена связь с юридическим лицом. Об этом прямо пишет Минфин России в своем письме от 10.08.2020 № 03-12-13/69761: «<…> в этом случае адрес юридического лица, являющийся также адресом (местом жительства) гражданина, являющегося постоянно действующим исполнительным органом или лицом, уполномоченным выступать от имени этого юридического лица, должен использоваться для связи с юридическим лицом».
Обратите внимание: в случае регистрации фирмы в помещении, которым владеет учредитель, потребуется гарантийное письмо, что собственник не возражает против регистрации в этом помещении компании. Аналогичное правило действует и в случае, если учредитель является владельцем нежилого помещения.
Также потребуется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности при регистрации адреса компании в инспекции.
Далее давайте рассмотрим адреса, которые нельзя использовать, потому что как минимум регистрирующий орган откажет в регистрации такого «места жительства» общества.
Первое, что вспоминается – адреса массовой регистрации. В соответствии с требованиями законодательства по одному адресу не может находиться более полутора десятка предприятий. Если вы регистрируете для компании новый офис, то стоит заранее проверить его на «массовость», проще всего сделать это при помощи сервиса ФНС «Прозрачный бизнес».
Какие еще есть ограничения для регистрации компаний? Нельзя зарегистрировать фирму по адресу, где физически нет дома. Здание может строиться или, наоборот, быть разрушенным, дом может находиться в аварийном состоянии или быть заброшенным. Другое ограничение: адреса, где находятся органы государственной или муниципальной власти, воинские части и закрытые объекты. Нельзя приписать фирму к выдуманному адресу. И еще одно ограничение – запрет владельца квадратных метров на использование данного адреса юридическими лицами.
Проверьте, чтобы адрес помещения, в котором будет располагаться ваше предприятие, неважно, в собственности оно у вас или в аренде, находился в Государственном адресном реестре (ГАР). Если реестр не находит этот адрес, инспекция может отказать в регистрации. Нужно заметить, что согласно Определению ВС РФ от 17.06.2024 № 310-ЭС24-6778 по делу № А08-1820/2023 отсутствие адреса в ГАР не может стать основанием для отказа инспекцией в регистрации.
Перед тем, как отправиться в налоговый орган для регистрации нового адреса компании, нужно выполнить еще одну проверку. Ответьте себе на вопрос, будет ли компания зарегистрирована в том же муниципальном образовании или нет.
Выше мы писали о том, что в уставе указывается место нахождения общества. В связи с этими, если компания меняет адрес внутри одного и того же муниципального образования, города, то нужно подготовить пакет документов и идти в инспекцию, процедура переезда будет простой. Если же фирма переезжает дальше, то процедура смены адреса юридического лица окажется совсем другой.
Как будет выглядеть процедура смены адреса внутри одного муниципального образования? Вам нужно приготовить:
Далее в течение семи дней после принятия решения о переезде необходимо заполнить заявление по форме Р13014, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ и вместе с перечисленными документами передать в инспекцию.
Через пять рабочих дней ревизоры должны внести изменения в ЕГРЮЛ и передать вам лист записи с новым адресом.
При смене места нахождения процедура смены будет другой. Как мы уже писали, сведения о месте нахождения общества отражены в уставе. Следовательно, для переезда нужно поменять документ. Чтобы это сделать, потребуется организовать собрание участников общества и принять новую редакцию устава компании из-за смены места нахождения предприятия. Если участник в единственном лице, он может принять такое решение самостоятельно.
Затем не позднее трех рабочих дней в текущую инспекцию нужно подать принятое решение и все то же заявление по форме Р13014. Спустя пять рабочих дней ИФНС добавит в ЕГРЮЛ уточнение, что ваша компания находится в процессе смены места нахождения. Далее 20 рабочих дней уйдет на то, чтобы инспекторы проверили, на самом ли деле фирма хочет переехать или данная процедура носит формальный характер.
Только после завершения этого этапа компания может обратиться в инспекцию по новому месту нахождения с заявлением по форме Р13014, а также с новой редакцией устава, правоподтверждающими документами и бумагой об оплате государственной пошлины. Если вы будете подавать документы в электронном виде (для этого потребуется ЭЦП), то документ об оплате госпошлины не нужен.
Редакция ПБ
Когда в регистрации откажут, читайте в полной версии статьи «Меняем юридический адрес. Инструкция, которая все упростит» на сайте журнала «Практическая бухгалтерия».
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий