Налог на рекламу был введен в 1992 году Законом РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации". В этом документе о налоге на рекламу сказано
совсем немного. В частности, в подпункте "3" пункта 1 статьи 21 Закона
говорилось, что налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие
свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов от стоимости услуг по
рекламе. Таким образом, в законе не были четко определены объект налогообложения,
налоговая база, налоговый период, порядок и сроки уплаты налога.
Так как налог на рекламу относится к местным налогам, в столице он был введен
пунктом 12 решения Моссовета от 22 июля 1992 года "О структуре доходов
и расходов г. Москвы на 1992 год". В этом документе по сути была указана
лишь ставка налога и даны рекомендации по разработке инструкции для его применения.
Во исполнение этого документа ГНИ по г. Москве выпустила Инструкцию № 1 "О
порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве". Но 1993
году по Указу президента РФ № 1760 Моссовет распустили, и на его базе в столице
была образована Московская городская дума, представляющая законодательную власть,
и Мэрия Москвы, представляющая исполнительную власть.
Так как по Указу президента именно мэрия являлась правопреемником Моссовета,
глава города должен был внести на рассмотрение Думы проект Закона "О налоге
на рекламу", чтобы законодательно установить налог на рекламу в городе.
Но мэр Москвы не торопился выступать с законодательной инициативой, а сами депутаты
не имели права разрабатывать и выносить на рассмотрение Мосгордумы такой документ.
В результате единственным документом, регулирующим порядок исчисления и уплаты
налога в городе, оказалась Инструкция налоговиков.
И неизвестно, сколько бы жили столичные организации без закона о налоге на рекламу,
если бы столичная фирма ООО "Трейдинвест" не подала иск в суд, требуя
отмены пункта 12 решения Моссовета, вводящего в городе налог на рекламу.
Истец указал, что на законодательном уровне не были закреплены основные элементы
налогообложения — налоговый период, объект налогообложения, порядок исчисления
налога, а также сроки его уплаты.
Дело дошло до Верховного Суда РФ. Ответчиком по делу выступала Мосгордума. Депутаты
признали, что пункт 12 решения Моссовета не отвечает всем требованиям действующего
законодательства. Тем не менее, не являясь преемником Моссовета, Мосгордума
не имела права вносить поправки в этот документ или разрабатывать закон о налоге
на рекламу.
ВС РФ по данному делу вынес Определение № 5-г01-133, в котором указал, что по
НК РФ физические и юридические лица должны уплачивать законно установленные
налоги. При установлении налогов следует определить все элементы налогообложения.
Акты законодательства должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал,
какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
Оспариваемый пункт 12 Решения Моссовета не отвечает этим требованиям.
Кроме того, судей смутил тот факт, что решение, вводящее в столице налог на
рекламу, было принято Моссоветом, который был распущен несколько лет назад.
В итоге суд признал пункт 12 Решения Моссовета незаконным и запретил его применение.
Но, понимая, что отмена этого пункта, а значит, и налога на рекламу в столице
неминуемо приведет к потерям городского бюджета, суд признал пункт 12 решения
Моссовета утратившим силу с 1 января 2002 года.
Столичный закон о рекламе
После появления Определения Верховного Суда РФ мэру Москвы ничего не оставалось,
кроме как внести на рассмотрение Мосгордумы проект закона о налоге на рекламу,
чтобы этот налог взимался в столице и в 2002 году.
И Дума приняла такой закон. О нем мы попросили рассказать заместителя председателя
Московской городской Думы Александра Крутова.
Александр Крутов:
- Новый закон не вносит ничего принципиально нового в порядок исчисления
налога на рекламу. Он просто устанавливает налог на законодательном уровне и
приводит ранее действующий порядок расчета налога в соответствие с требованиями
законодательства, вводя основные элементы налогообложения: налоговый период,
ставку налога, налоговую базу, формы и сроки подачи отчетности и т.п.
Действительно, если сравнивать текст Инструкции по налогу на рекламу и текст
нового закона, мы увидим, что новинок там немного.
В первую очередь изменилось определение понятия "реклама". Налоговики
к рекламе относили любую форму публичного представления товаров, работ, услуг
через средства распространения информации. Столичный закон дает более широкое
определение. Под рекламой он подразумевает информацию о физическом или юридическом
лице, товарах, идеях и начинаниях, распространяемую в любой форме, с помощью
любых средств. Эти сведения должны быть предназначены для неопределенного круга
лиц и призваны формировать или поддерживать интерес к рекламируемым идеям, товарам,
начинаниям и т.п.
Таким образом, в законе дано более широкое определение термина "реклама".
Из чего некоторые бухгалтеры могут сделать вывод, что столичный закон расширяет
облагаемую базу по налогу. Но на самом деле это не так.
Александр Крутов:
- Определение рекламы в законе почти слово в слово повторяет определение,
данное в Федеральном законе "О рекламе". То есть соответствует требованиям
действующего законодательства. Различие же формулировок в нашем законе и в налоговой
инструкции обусловлено тем, что инструкция разрабатывалась задолго до принятия
закона "О рекламе". Так что никакого расширения налоговой базы нет
— есть только приведение в соответствие с ныне действующим законодательством.
Еще одно нововведение — в законе появились новые термины — социальная реклама
и спонсорство.
Под социальной рекламой законодатели понимают рекламу, представляющую общественные
и государственные интересы и направленную на достижение благотворительных целей.
В ней не должны упоминаться коммерческие организации и предприниматели, а также
марки товаров.
По закону социальная реклама не облагается налогом.
Схожая норма была и в Инструкции. Там говорилось, что не облагается налогом
реклама, не преследующая коммерческие цели, включая рекламу благотворительных
мероприятий. Но формулировка инструкции расплывчата и неконкретна по сравнению
с определением, данным в законе. И связано это опять же с тем, что инструкция
принималась до появления Федерального закона "О рекламе". Поэтому
многие понятия, приведенные в ней, устарели.
Что касается спонсорства, то законодатели признали спонсорский вклад платой
за рекламу, а самих спонсоров — рекламодателями.
Если мы обратимся к арбитражной практике, то узнаем о многочисленных спорах
между налоговиками и налогоплательщиками по вопросу отнесения спонсорских расходов
к рекламным.
В июне этого года ФАС Московского округа вынес постановление по делу № КА-А40/3124-01,
которым признал, что спонсорство в виде вклада в деятельность другого лица является
рекламой.
Так что по сути закон отразил точку зрения, сложившуюся в арбитражной практике
по ранее действовавшему законодательству.
В законе четко определено, что не является объектом обложения налогом на рекламу.
В частности, в этот перечень вошли плата за выдачу разрешения на наружную рекламу,
распространение объявлений об изменении места нахождения организации, размещение
вывесок и т. п.
Новый закон отменяет ранее действующий закон г. Москвы № 12 "О льготах
по налогу на рекламу". Этот документ освобождал от уплаты налога организации,
занимающиеся производством автомобилей и их обслуживанием, созданные в столице
при участии иностранных инвесторов, чья доля составляет не менее 40 процентов
уставного капитала.
Отмена закона не приведет к ухудшению положения столичных налогоплательщиков,
так как фактически этой льготой не пользовалась ни одна организация.
Александр Крутов:
- В столице есть льготы по некоторым налогам, которые принимались исключительно
из политических соображений. В 1998 году появилась идея создания франко-российского
предприятия на базе завода "Москвич" для выпуска автомобилей "Рено".
Для привлечения французов и была прописана льгота по налогу на рекламу. Аналогичные
льготы появились в законах по налогу на имущество и налогу на прибыль. Но из
этой затеи ничего не вышло — совместное предприятие так и не было создано, и
льгота не пригодилась. Так что отмена закона № 12 — это расставание с мертвыми
нормами.
Отменив одну льготу, депутаты ввели взамен другую. Закон признал, что реклама
реабилитационных или социальных мероприятий общественных организаций инвалидов
не облагается налогом. По мнению законодателей, эта льгота действительно нужна
городу и направлена на поддержку социально незащищенных слоев населения.
Депутаты изменили налоговый период по налогу на рекламу и сроки его уплаты.
По инструкции юридические лица-рекламодатели должны были ежеквартально представлять
в свою территориальную инспекцию расчет по налогу и перечислять начисленные
суммы в бюджет не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Для физических лиц-рекламодателей налоговый период был установлен равным году.
Расчет по налогу на рекламу предприниматели должны были подавать с 1 января
по 1 апреля года, следующего за отчетным. В те же сроки налог уплачивался в
бюджет.
Закон г. Москвы установил налоговый период равным кварталу для всех категорий
налогоплательщиков.
Отчетность по налогу подается до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Те же сроки установлены для расчетов с бюджетом.
Таким образом, депутаты ввели единообразие для юридических лиц и предпринимателей
в отношении налога на рекламу.
В соответствии со статьей 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах
вступают в силу не ранее, чем через месяц со дня их официального опубликования,
но не ранее 1-го числа нового налогового периода. Следовательно, чтобы закон
вступил в силу с 1 января 2002 года, депутаты должны опубликовать его до 1 декабря.
Налог не нужен?
Читая текст закона "О налоге на рекламу", мало кто из бухгалтеров
будет знать, что жизнь этого налога висела на волоске. И вовсе не потому, что
ВС РФ признал решение Моссовета незаконным. Дело в том, что в Мосгордуме шли
бурные дебаты о том, нужен ли вообще столице этот налог. Инициатором дискуссий
стал заместитель председателя Думы.
Александр Крутов:
- На мой взгляд, сама суть налога на рекламу не очень понятна. Реклама -это
часть технологического процесса, такая же как производство, упаковка, транспортировка.
Ведь для того, чтобы продать товар, его надо рекламировать. И с точки зрения
экономики, с тем же успехом мы могли бы облагать налогом упаковку товара. Налог
был введен в то время, когда банки, казино и реклама воспринимались как нечто
аморальное и совершенно ненужное для нашей экономики. И все это ненужное и решили
обложить налогом. С тех времен он и остался. Но я считаю, что этот налог совершенно
устарел, поэтому его надо отменить. В 2002 году налог должен принести городу
более 1 млрд рублей. И многие мои коллеги считают, что отмена налога приведет
к потерям бюджета. Но на самом деле потери от отмены налога на рекламу компенсируются
увеличением поступлений по налогу на прибыль, налога с продаж или налога на
доходы физических лиц. Так что мы можем безбоязненно от него отказаться. Хотя
за 10 лет действия этого налога мы к нему уже порядком привыкли.
К сожалению, депутаты не поддержали предложение г-на Крутова и приняли закон.
Вероника НИКИТИНА
Материал предоставлен журналом "Московский
бухгалтер"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
ФНС назвала признаки подмены трудовых отношений
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Комментарии (0)
Оставить комментарий