Решение
ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрел материалы дела и в постановлении от
19.03.2002 № А19-10538/01-42-ФО2-598/02-С1 указал следующее.
Налоговые инспекции имеют право проводить камеральные и выездные проверки правильности
исчисления и уплаты налогов. На это указано в статье 87 НК РФ. Однако ни этой
статьей, ни статьями 88 и 89 НК РФ (регулируют порядок проведения соответственно
камеральных и выездных проверок), ни другими статьями не установлено, что по
определенным видам налогов инспекция может проводить только камеральные или
только выездные проверки. НК РФ оставляет право выбора формы контроля (типа
проверки) за проверяющими. Единственное ограничение, которое установлено в статье
87 НК РФ, — это запрет на проведение повторной выездной налоговой проверки по
одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период *.
____
* Повторные выездные проверки можно проводить только тогда,
когда на это прямо указано в НК РФ. Например, в связи с ликвидацией (реорганизацией)
налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью
нижестоящего.
____
На основании вышеприведенного ФАС Восточно-Сибирского округа сделал следующий
вывод. Позиция суда первой инстанции о том, что при представлении в налоговую
инспекцию расчетов по подоходному налогу можно проводить только камеральную
проверку, ошибочна.
В соответствии со статьей 115 НК РФ налоговая инспекция может подать в суд иск
о взыскании штрафных санкций в течение шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Им считается день составления соответствующего акта. То есть налоговая инспекция
может обратиться в суд с иском о взыскании штрафа в течение шести месяцев с
момента составления проверяющими акта выездной проверки.
Так как налоговая инспекция доказала, что с момента составления акта выездной
проверки по подоходному налогу до момента подачи иска о взыскании штрафа прошло
меньше полугода, ФАС Восточно-Сибирского округа удовлетворил ее кассационную
жалобу. Решения судов первой и апелляционной инстанций отменены. Дело направлено
на новое рассмотрение для проверки правильности расчета сумм штрафа.
Советы
Отметим, что в рассмотренном постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа
также указал на особенности исчисления предельного срока подачи иска о взыскании
штрафных санкций при проведении камеральных проверок, хотя это не являлось предметом
спора.
Основная проблема заключается в том, что акт по результатам камеральной проверки
не составляется. Поэтому не ясно, с какого момента начинает исчисляться предельный
срок для подачи иска о взыскании штрафов. Например, суд первой инстанции посчитал,
что его нужно исчислять с того дня, когда в инспекцию была представлена налоговая
отчетность. Однако ФАС Восточно-Сибирского округа не согласился с таким мнением.
В статье 88 НК РФ указано, что срок проведения камеральной проверки равен трем
месяцам со дня представления документов, на основании которых исчисляются и
уплачиваются налоги. Так как при такой проверке акт не составляется, то датой
обнаружения правонарушения следует считать последний день трехмесячного срока,
который отведен на ее проведение. Впрочем, суд кассационной инстанции отметил,
что из этого правила могут быть исключения. Так, если из материалов дела можно
установить, когда был обнаружен факт правонарушения (например, дата требования
на уплату штрафа в добровольном порядке), то началом предельного срока будет
именно эта дата.
Пример 1
Организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по НДС 15 апреля 2002 года.
В ходе камеральной проверки установлено, что фирма занизила сумму налога, которая
подлежит уплате. Налоговая инспекция 11 июня 2002 года направила ей требование
на уплату налога и пени, а также на добровольную уплату штрафа.
Организация отказалась добровольно уплачивать штраф. Налоговая инспекция должна
обратиться с иском в суд до 11 декабря 2002 года.
Если бы требование на добровольную уплату штрафа не было направлено организации,
налоговая инспекция могла бы подать иск на его взыскание до 15 января 2003 года.
В заключение обратим внимание на следующее. Если налоговая инспекция провела выездную проверку и по ее результатам решила оштрафовать организацию, то сроком для подачи иска в суд станет дата подписания акта проверки, а не момент вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.
Пример 2
Налоговая инспекция провела выездную проверку. По ее результатам организация
оштрафована. Акт проверки был подписан 17 января 2002 года.
После рассмотрения возражений организации по акту проверки вынесено решение
о ее привлечении к налоговой ответственности. Оно датировано 6 февраля 2002
года.
Организация отказалась добровольно уплачивать штраф. Налоговая инспекция должна
обратиться в суд с иском на его взыскание до 17 июля 2002 года.
П.П. Галишев, юрист
Материал предоставлен Аналитической
группой "РАДА"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий