Новый порядок расчета наличными был установлен Указанием Банка России от 14
ноября 2001 г. № 1050-У. По этому документу организация может заплатить наличными
другой фирме не больше 60 тысяч рублей по одной сделке.
Сделка — это действия фирмы, в результате которых у нее возникают права и обязанности.
Например, фирма заключила договор на покупку материалов (она обязана оплатить
материалы и получает право на их использование).
Обычно сделка оформляется договором. Следовательно, по любому договору можно
заплатить наличными всего 60 тысяч рублей. Остальные деньги надо перечислить
с расчетного счета. Это ограничение применяется также в том случае, когда товары
(работы, услуги) приобретаются подотчетным лицом (например, в организации розничной
торговли). Так как этот человек действует от имени организации, он не может
заплатить по одной сделке больше 60 тысяч рублей.
Обратите внимание: если по одному договору будет несколько поставок, то при
расчете лимита необходимо учитывать общую сумму платежей по всем поставкам.
Все эти правила не распространяются на расчеты наличными между организациями
и предпринимателями. Такие расчеты могут проводиться без ограничений.
Ответственность за превышение лимита
Штраф за превышение лимита при расчете наличными установлен Указом Президента
РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 |
Как "обойти" лимит?
Заключение нескольких договоров
Один из самых простых способов — заключить с поставщиком несколько договоров. При этом каждый договор должен быть составлен на сумму, не превышающую 60 тысяч рублей. В этой ситуации помимо договоров необходимо отдельно оформлять и остальные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. д.).
Пример 1.
ООО "Альфа" решило приобрести за наличный расчет у ЗАО "Бета"
строительные материалы на сумму 80 000 руб., в том числе:
— кирпичи — на сумму 50 000 руб.;
— доски — на сумму 30 000 руб.
Если организации заключат один договор на поставку строительных материалов,
то будет превышен лимит расчетов наличными, так как по одной сделке ООО "Альфа"
заплатит больше 60 000 руб. Поэтому организации заключили два договора:
— договор на поставку кирпича на сумму 50 000 руб.;
— договор на поставку досок на сумму 30 000 руб.
По этим договорам ООО "Альфа" заплатило наличными деньгами 80 000
руб. (50 000 + + 30 000). При этом ЗАО "Бета" выписало два приходных
кассовых ордера, две накладные и два счета-фактуры на суммы 50 000 и 30 000
руб.
В этом случае предельный размер расчетов наличными не превышен, так как платеж
произведен по двум разным договорам.
Указанный способ можно использовать и в другом виде. Например, организации
заключают два отдельных договора, по одному из которых поставщик продает товары
(например, мебель), а по другому — оказывает услуги (например, довозит мебель
покупателю, собирает и т. д.).
Есть и еще более простой способ. С поставщиком можно вообще не заключать письменный
договор. По статье 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной,
если:
— продавец направил покупателю предложение заключить договор купли-продажи (в
качестве такого предложения может выступить счет на оплату товаров);
— покупатель оплатил товар.
Счет-фактура выписывается не позднее пяти дней с даты отгрузки товаров |
Пример 2.
ООО "Альфа" решило приобрести за наличный расчет у ЗАО "Бета"
товары на сумму 110 000 руб., в том числе:
— столы — на сумму 60 000 руб.;
— стулья — на сумму 50 000 руб.
Все товары были получены и оплачены ООО "Альфа" в один день.
ЗАО "Бета" были оформлены следующие документы:
— на столы — счет-фактура, накладная и приходный кассовый ордер на сумму 60
000 руб.;
— на стулья — счет-фактура, накладная и приходный кассовый ордер на сумму 50
000 руб.
В данном случае превышения лимита расчетов наличными нет. Связано это с тем,
что ООО "Альфа" заключило не одну, а две сделки: первую — на покупку
столов, вторую — на покупку стульев. Платеж был произведен по двум разным сделкам.
По нашему мнению, превышения лимита также не будет, если вы подобным образом
оформляете покупку одинаковых товаров. Связано это с тем, что каждый комплект
документов подтверждает заключение лишь одной сделки.
Мы рассмотрели самые простые способы обойти установленный лимит. Однако они
не всегда могут применяться. Например, если покупается имущество стоимостью
больше 60 тысяч рублей. В такой ситуации можно использовать другой вариант расчетов.
Расчеты с использованием векселей
Суть этого способа заключается в следующем. Покупатель выписывает простой вексель
на всю сумму сделки и выдает его продавцу. Продавец предъявляет этот вексель
к оплате в банк покупателя, и банк выдает ему наличные. В этом случае наличные
деньги платит не покупатель, а банк. Поэтому нарушения лимита расчетов нет.
Естественно, для того чтобы совершить такую операцию, надо заранее договориться
с банком об оплате наличными ваших векселей.
Обязательные реквизиты векселя указаны в постановлении
СНК и ЦИК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 |
У многих бухгалтеров вексель ассоциируется с ценной бумагой, составленной на
специальном бланке с водяными знаками и высокой степенью защиты. Однако вексель
может быть составлен и на обычной бумаге. Главное, чтобы он содержал все реквизиты,
которые предусмотрены законодательством. Так, в векселе обязательно должны быть:
— его наименование (надпись "вексель");
— дата и место его составления;
— обещание уплатить определенную сумму;
— срок платежа;
— место, в котором должен быть произведен платеж;
— наименование того, кому должны быть выданы деньги;
— подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).
Форма векселя приведена в постановлении Правительства РФ от 26 сентября 1994
г. № 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций
векселями единого образца и развитии вексельного обращения". Однако эта
форма является рекомендованной, и применять ее вы не обязаны (информационное
письмо Президиума ВАС РФ от 25 июля 1997 г. № 18).
Пример 3.
ЗАО "Альфа" (покупатель) приобретает у ООО "Бета" (продавец)
оборудование за 1 860 000 руб. (в том числе НДС — 310 000 руб.). Оплата оборудования
должна быть произведена наличными.
Для этого покупатель выписал простой вексель на эту сумму. Вексель оплачивается
банком "МДН", который обслуживает ЗАО "Альфа".
Вексель может выглядеть так:
Простой вексель На сумму: 1 860 000 рублей Дата и место составления векселя: город Москва, 30 апреля 2002 года. Организация закрытое акционерное общество "Альфа", находящееся по адресу г. Москва, ул. Самотечная, дом 6/2, оф. 45, обязуется безусловно уплатить по этому векселю денежную сумму в размере: Один миллион восемьсот шестьдесят тысяч рублей 00 копеек (в том числе НДС — 310 000 рублей) непосредственно организацииобществу с ограниченной ответственностью "Бета", находящемуся по адресу г. Москва, улица Мира, дом 5, оф. 67 Этот вексель подлежит оплате в следующий срок: Десятое мая две тысячи второго года. Местом платежа является: акционерный коммерческий банк "МДН", находящийся по адресу г. Москва, Проспект Мира, дом 3. М.П.
|
При покупке оборудования бухгалтер "Альфы" должен сделать проводки:
Дебет 08 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"
— 1 550 000 руб. (1 860 000 — 310 000) — оприходовано оборудование;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"
— 310 000 руб. — учтен НДС по оборудованию;
Дебет 01 Кредит 08
— 1 550 000 руб. — оборудование учтено в составе основных средств;
Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 60 субсчет "Расчеты
по векселям выданным"
— 1 860 000 руб. — выдан поставщику простой вексель;
Дебет 60 субсчет "Расчеты по векселям выданным" Кредит 51
— 1 860 000 руб. — списаны деньги в оплату векселя;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
— 310 000 руб. — НДС по оборудованию принят к налоговому вычету.
А. СМОТРОВ, аудитор
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий