Не прошло и года... Поправки в Налоговый кодекс

Не прошло и года... Поправки в Налоговый кодекс

14.06.2002   |   0Оставить комментарий
Поправками в Налоговый кодекс, и прежде всего в 25-ю его главу законодатели пугали всех с ноября прошлого года. И вот свершилось - изменения приняты, подписаны президентом и опубликованы.
После полугода неторопливой работы над поправками в последнюю неделю законодатели проявили чудеса оперативности. В пятницу 24 мая изменения были приняты Госдумой в третьем, окончательном, чтении. 29 мая их одобрил Совет Федерации, и в тот же день подписал президент. Еще через день, 31 мая — в день сдачи этого номера "Расчета" в печать, — текст Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ появился на страницах "Российской газеты".
Поправки коснулись акцизов, НДС, НДФЛ, ЕСН, налога на добычу полезных ископаемых, ну и, конечно, налога на прибыль. Большинство изменений вводится в действие задним числом с 1 января. Впрочем, юристы с этим не согласны (см. статью в рубрике "Образование" на стр. 59).
Многие поправки носят технический характер, но есть немало и принципиальных нововведений. Детальный комментарий к Закону № 57-ФЗ будет опубликован в следующем номере. Сейчас же рассмотрим его ключевые положения, касающиеся налога на прибыль.

Исправленные расходы

Состав прямых расходов пополнился комплектующими и полуфабрикатами. Для многих предприятий это невыгодно. Ведь прямые расходы уменьшают налоговую базу пропорционально реализованной продукции. А косвенные расходы (к которым раньше относились комплектующие и полуфабрикаты) списываются в полном объеме.
Иначе теперь нужно делить расходы на оплату труда на прямые и косвенные. Ранее производственные предприятия относили зарплату основных рабочих к прямым расходам, а соответствующий ей ЕСН — к косвенным. Согласно новой редакции 25-й главы, и то, и другое теперь — прямые расходы. К косвенным же следует относить оплату труда хозяйственного и управленческого персонала и начисленный на нее ЕСН.
Не обошли стороной депутаты и оценку незавершенного производства (ст. 319 НК РФ). Все предприятия они разбили на три группы. Первые — это те, чье производство связано с переработкой сырья. Вторая группа — фирмы, занимающиеся выполнением работ, оказанием услуг. Третья группа — все остальные.
Предприятия первой группы должны распределять прямые расходы на остатки незавершенного производства пропорционально доле таких остатков в исходном сырье за минусом технологических потерь. Под исходным сырьем понимаются материалы, которые используются в качестве основы при производстве и после соответствующей технологической обработки становятся готовой продукцией. Вторая группа предприятий делит прямые расходы пропорционально доле незавершенных заказов в их общем объеме. Компании, попавшие в третью группу, должны распределять прямые расходы исходя из плановой, нормативной или сметной стоимости продукции.
Но и в такой редакции статья 319 останется для многих компаний "неудобоваримой". Даже Карен Оганян, руководитель департамента налогообложения прибыли МНС, считает, что "многие предприятия в силу своей специфики не могут применять такие варианты". Поэтому МНС намерено подготовить отраслевые рекомендации по применению 25-й главы. Начать собираются с металлургов. Но, памятуя о том, как долго налоговики разрабатывали Методические рекомендации к 25-й главе "для всех", вряд ли стоит надеяться на расторопность МНС.

Новый взгляд на старые средства

Наконец-то законотворцы определились с тем, как следует начислять амортизацию по основным средствам, срок полезного использования которых по новым правилам уже истек, но до конца они еще не самортизированы. Старая редакция не давала ответа на этот вопрос.
Теперь же в Налоговом кодексе появились четкие рекомендации, как следует поступать в таком случае. Такие основные средства нужно выделить в отдельную группу, а потом равномерно амортизировать их остаточную стоимость в течение не менее чем семи лет. Единовременно списать недоначисленную часть амортизации по таким средствам, как собирались многие сделать, нельзя.

О штрафах и не только

Проблем с включением в состав доходов еще не полученных штрафов по хозяйственным договорам у предприятий больше быть не должно. Согласно новой редакции кодекса, включать в доход надо лишь те суммы, которые признаны должником или присуждены судом. Впрочем, позицию МНС по этому поводу мы узнаем чуть позже. Скорее всего лишь после того, как оно изменит Методические рекомендации по применению 25-й главы. Выступая на Всероссийской конференции "Аудит в России" (читайте отчет о ней в рубрике "События" на стр. 16), Карен Оганян дал понять, что трактовать слово "признанные" можно по-разному.
У предприятий, реализующих товар через комиссионера, изменился момент реализации. Теперь он определяется как дата, указанная в отчете комиссионера. В старой редакции кодекса датой реализации признавался момент представления такого отчета. Удобнее станет работать с резервом по сомнительным долгам. Определяя его размер, инвентаризацию дебиторской задолженности надо проводить на конец текущего налогового периода, а не предыдущего, как прежде. Суммы отчислений в резерв нужно включать в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода, а не равномерно.
Списывать покупные товары предприятия могут четырьмя способами. Помимо методов ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения) и ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения) без ограничения разрешается пользоваться методом средней себестоимости. Оценивать товар также можно по стоимости каждой его единицы.
Нормируя проценты по заемным средствам, предприятие может выбрать один из двух вариантов. Первый — учитывать проценты в пределах ставки рефинансирования Центробанка, увеличенной в 1,1 раза (по рублевым займам), и в пределах 15 процентов годовых (по займам в валюте). Второй способ — взять за норму средний процент, который фирма уплачивает по долговым обязательствам того же вида, полученным на сопоставимых условиях в том же квартале.
Расходы на ремонт основных средств, как в прежние годы, будут полностью уменьшать налогооблагаемую прибыль. Ограничение в 10 процентов просуществовало недолго. У предприятий появилась возможность равномерно включать расходы на ремонт в течение двух и более лет, создавая под них резерв.
В расходы на оплату труда будут включаться резервы предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Однако создание таких резервов обязательно надо оговаривать в приказе об учетной политике.

28-е число — главный день календаря

С 1 июня платить налог нужно по-новому. Те, кто перешел на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, должны перечислять их до 28-го числа следующего месяца вместо 30-го. В этот же срок они представляют отчетность по налогу. Споров о том, надо это делать ежемесячно или ежеквартально, больше не возникнет. Для таких предприятий отчетным периодом стал месяц, два месяца и т. д.
Предприятия, которые платят ежемесячные авансовые платежи исходя из 1/3 налога за прошлый квартал, теперь также уплачивают их до 28-го числа текущего месяца вместо 15-го. Уплачивать налог и представлять декларации по итогам квартала нужно до 28-го числа, а по итогам года — до 28 марта.

Непотопляемый налоговый учет

Как ни надеялись бухгалтеры, но налоговый учет никуда из 25-й главы не делся. Хотя и Минфин, и многие авторитетные специалисты высказались за его отмену. Радует лишь то, что подход к новому учету стал более лояльным. В кодексе появилась запись о том, что налогоплательщик может по своему усмотрению просто дополнять регистры бухгалтерского учета или вести отдельные налоговые регистры. Не забыли депутаты и про учетную политику. Желающим изменить ее выделен на это месяц с даты официального опубликования закона.

Переход надвигается

Законодатели поправили и статью 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ. Она устанавливает порядок расчета налоговой базы переходного периода, которую нужно будет рассчитать при подготовке отчетности за полугодие. Для многих предприятий новые правила менее выгодны, потому что отнести к расходам можно будет меньшие суммы. Например, не получится списать в полном размере косвенные расходы.
Стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженных, но не реализованных товаров в базу переходного периода не включаются. Они переходят на 1 января 2002 года и продолжают учитываться уже по правилам 25-й главы. Как и прежде, убыток по "переходной базе" приниматься не будет, а с суммы прибыли надо заплатить налог по ставке 24 процента. Поменялся не только расчет налоговой базы переходного периода, но и порядок уплаты налога. Новый алгоритм таков. Берется налоговая база прошлого года и к ней применяется ставка 24 процента. Полученная величина сравнивается с суммой налога по переходному периоду. В этом году уплачивается налог в размере, не превышающем 10 процентов от суммы налога за 2001 год. Сумма превышения от 10 до 70 процентов уплачивается равномерно в 2003 и 2004 годах. Оставшаяся часть равными долями уплачивается в течение 2005 и 2006 годов.
Порядок вроде бы несложный. Но загвоздка в том, что МНС пока не решило, что именно кроется за словами "налоговая база за прошлый год". По словам Карена Оганяна, сейчас есть два подхода. Либо эта та сумма, которая указана в расчете налога от фактической прибыли за 2001 год, либо из налоговой базы за прошлый год надо исключать все налоговые льготы и уже к такой сумме применять ставку 24 процента. О том, какой вариант перевесит, как сказал Оганян, будет ясно из Методических рекомендаций МНС. Как это увязывается с тем, что декларацию по переходному периоду нужно сдать до 28 июля, не понятно. Мы вернемся к этому вопросу в следующем номере.

Ирина КИРИЛИНА,эксперт "Расчета"

Новое лицо НДС
Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ не обошел своим вниманием и главу 21 "Налог на добавленную стоимость". В следующем номере мы подробно расскажем о внесенных в нее изменениях. Сейчас же перечислим самые важные из них.

Освобождение от НДС теперь носит не заявительный, а уведомительный характер. Если предприятие хочет воспользоваться льготой, оно должно просто направить письмо об этом d свою налоговую инспекцию. К уведомлению нужно приложить документы, подтверждающие право на освобождение. Их перечень записан в новой редакции 145-й статьи кодекса.

Расчетные ставки 16,67 и 9,09 процента превратились в дроби 20/120 и 10/110 соответственно. Проблем с округлением больше не будет.

Датой возникновения налоговой базы по НДС при неподтвержденном экспорте теперь является дата отгрузки или оплаты товара (в зависимости от того, какая у предприятия учетная политика — "по отгрузке" или "по оплате). Раньше этой датой был 181-й день со дня помещения товаров под таможенный режим экспорта. Если экспорт не подтвержден, предприятие уплачивает НДС по ставке 10 или 20 процентов. Также уплачиваются пени с даты возникновения налоговой базы (дня отгрузки или оплаты товара) по день перечисления налога.

Счета-фактуры больше не обязательно заверять печатью предприятия.

Фирмы с обособленными подразделениями теперь могут платить НДС только централизованно. Статья 175, устанавливавшая порядок уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений, исключена.

Все перечисленные поправки, кроме прервой, действуют с 1 января. Она вступает в силу через месяц после официального опубликования Закона № 57-ФЗ, то есть 1 июля 2002 года.

Материал предоставлен журналом "РАСЧЕТ"

Редакция сайта Бухгалтерия.ру Источник материала
3488 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.