Проблемы с налоговой? Меняйте "прописку"!
Что делать, если не заладились отношения с налоговиками, инспекторы замучили проверками, одна придирка сменяется другой? Кто-то стоически все это переносит, кто-то ходит по судам, а кто-то просто-напросто меняет инспекцию на более покладистую.
Формально налоговую инспекцию меняют из-за смены юридического адреса (адреса, указанного в учредительных документах). Но настоящие причины обычно другие. Некоторые фирмы "переезжают" из-за того, что до новой налоговой ближе добираться, или потому, что там меньше очереди. Для бухгалтера небольшого предприятия, вынужденного все делать самостоятельно, эти факторы не кажутся малозначительными.
У более крупных фирм причины перехода из одной инспекции в другую, как правило, серьезнее. Например, отношения с "родными" инспекторами, окончательно испортившиеся после очередного суда. Экспортеров к смене "налоговой прописки" может подтолкнуть информация, что в какой-то инспекции проще добиться возмещения НДС.
Разумеется, возможность выбирать инспекцию есть лишь у фирм, расположенных в крупных городах, где работают несколько налоговых. Например, в Москве их более 30, не считая специализированных. За каждой закрепилась определенная репутация. Вот фирмы и "мигрируют" от одной инспекции к другой. "Переезд" происходит лишь на бумаге: фактический адрес, в котором находится офис фирмы, не меняется. Благо на такое нарушение, как различие юридического и фактического адресов, разнообразные контролеры смотрят сквозь пальцы.
Инспекторы, как правило, относятся к уходящим "подопечным" спокойно. "Конечно, если нас покидает какой-нибудь крупный налогоплательщик, это плохо. У нас же свой план по сбору налогов. По остальным не скучаем. А некоторых, например тех, кто НДС к возмещению требует больше, чем налогов платит, мы сами выпроваживаем", — рассказывает Николай, сотрудник одной из инспекций Орловской области.
"Развод" с инспекцией — дело довольно хлопотное. Собравшись сменить "налоговую прописку", имейте в виду, что это займет не меньше полутора-двух месяцев. А если еще не все в порядке с учетом и отчетностью, с переездом лучше повременить. Будьте готовы к самым разным проверкам и сверкам. Они хоть и не обязательны в таких случаях, но очень вероятны. "Сейчас мы меняем инспекцию. Для сверки попросили все расчеты и декларации по ЕСН", — рассказывает Анна Гуляева, главный бухгалтер ООО "Дельфин" (г. Москва). Именно сверка обычно занимает больше всего времени. "У нас сверка по всем налогам за два года шла почти два месяца. Не совпадали многие остатки. Оказалось, что инспекторы не туда отнесли наши платежи", — жалуется главбух одной столичной фирмы.
До 1 июля процедура смены инспекции не вызывала вопросов. Сначала необходимо было получить в регистрационной плате свидетельство о регистрации изменений в учредительных документах (смена юридического адреса). Далее в течение 10 дней нужно было сообщить об этом в свою инспекцию. Там предстояло написать заявление по специальной форме о снятии с налогового учета и приложить к нему полученное свидетельство, копии учредительных документов, заверенные нотариусом, а также свидетельство о регистрации самой фирмы. В течение пяти дней прежняя инспекция должна была снять фирму с учета. Потом нужно было идти в новую инспекцию и становиться на налоговый учет в обычном порядке. Фонды и вовсе нужно было только уведомить об изменении юридического адреса.
С 1 июля регистрацией фирм и изменений в их учредительных документах занимаются налоговые инспекции. Во что это выльется, мнения расходятся. "Говорят, что все станет значительно легче. Но я думаю, проблем, наоборот, будет больше. По нашим подсчетам, в Москве инспекция должна будет выдавать по 300 свидетельств в час. Как они с этим справятся, неизвестно. Скорее всего и очереди возрастут, и цены поднимутся", — считает Олег Папахин, генеральный директор юридической компании "Англетер" (г. Москва).
Под ценами Олег Папахин имеет в виду стоимость услуг по смене юридического адреса и переводу фирмы в другую налоговую инспекцию. Это хорошо отлаженный, процветающий бизнес. В клиентах недостатка нет: большинство из тех, кто решил поменять налоговую прописку, предпочитают делать это силами соответствующих юридических контор. В Москве в июне их услуги стоили 350-400 долларов. Как цена изменится в связи с передачей прав по регистрации налоговикам, сейчас предсказать невозможно. Ясно только, что сами услуги по смене юридического адреса и инспекции никуда не денутся. "У нас есть данные, что бывшие сотрудники регистрационных палат переходят на работу в налоговые инспекции как раз на должности регистраторов. Значит, все наши старые связи останутся", — утверждает специалист одной из таких контор.
Вячеслав РОМАНОВ,
эксперт "Расчета"
Подпишись на рассылку
Комментарии (0)
Оставить комментарий