Налог на прибыль: объяснения автора
По налогу на прибыль что ни день, то новости. Поэтому в июне наш эксперт Екатерина СЕМЕНОВА отправилась на семинар Ольги ЛАПИНОЙ - одного из самых уважаемых специалистов, работающих в МНС.
Лекция Ольги Лапиной, представителя департамента налогообложения прибыли МНС, одного из авторов 25-й главы Налогового кодекса, заинтересовала не только меня. Зал был переполнен. И это несмотря на то, что семинар был не из дешевых: без проживания и питания участие в нем стоило ни много ни мало 145 долларов. Тем, кто пришел прямо к началу, пришлось занимать места на галерке, хотя всем хотелось расположиться поближе. На нескольких свободных креслах в первом ряду даже лежали листочки с фамилиями. Очевидно, это были места для самых почетных бухгалтеров.
Ольга Лапина начала с того, что назвала предстоящую нам в июле сдачу отчетности по прибыли уникальной, чем ничуть не удивила собравшихся. Действительно, до 29 июля помимо сдачи отчетности за первое полугодие и уплаты авансового взноса за первый месяц III квартала нужно еще отчитаться по базе переходного периода. Радует лишь то, что отчет по переходному периоду представляется первый и последний раз.
За что боролись...Сейчас все бухгалтеры заняты как раз расчетом базы переходного периода (читайте о ее расчете также в рубрике "Налоги н налоговый учет" на стр. ###). Поэтому большая часть восьмичасового семинара была посвящена именно этому вопросу. Кстати, выяснилось, что другого шанса слышать советы налоговиков может и не быть. В МНС, конечно, готовят методические рекомендации по базе переходного периода. И даже обещают, что они появятся в середине июля. Но надеяться, что после их выхода все станет ясно, не стоит.
По словам лектора, этот документ не содержит никаких советов налогоплательщикам. В ответ на немые вопросы, застывшие на лицах собравшихся, представитель МНС заявила: "А что? Вы же сами этого добивались!" В министерстве решили, что сейчас самое время пойти навстречу "пожеланиям трудящихся" и перестать трактовать законы. Так что основная задача новых рекомендаций — объяснить инспекторам, что и как они должны проверять.
Кстати, если верить обещаниям лектора, проверять будут много. Особого внимания удостоится дебиторская задолженность, не погашенная до 2002 года. По словам Ольги Лапиной, при подготовке годовой отчетности многие предприятия, перешедшие на метод начисления, постарались списать "дебиторку" на убытки по постановлению Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817. Это постановление, отмененное только в феврале 2002 года, разрешало списывать с баланса задолженность, не погашенную в течение четырех месяцев. Списывая долги, фирмы надеялись сэкономить на налоге: они исходили из того, что в базу переходного периода нужно включать только ту задолженность, которая числится на балансе. Налоговики же, как стало ясно из выступления г-жи Лапиной, считают, что в расчет включается и списанная с баланса задолженность.
Их рассуждения просты. В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ не сказано, что инвентаризации подлежит только дебиторская задолженность, числящаяся на балансе. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н), списываемые с баланса долги должны числиться на забалансовых счетах еще пять лет. Поэтому инспекторы при проверках будут анализировать всю "дебиторку", которую предприятие списало в течение последних 4-5 лет. "Сколько сможем, столько и проверим", — заверила присутствующих лектор.
Попугав собравшихся проверками, Ольга Лапина перешла к хорошим новостям. Например, успокоила бухгалтеров, которые при расчете базы переходного периода обнаружили не прибыль, а убыток. Их волновал вопрос, зачем его точно рассчитывать, если он все равно не принимается для целей налогообложения. Лектор ответила, что точно рассчитывать размер убытка не надо.
Поблажек не будетСледующей хорошей новостью стало то, что в ближайшее время должна появиться новая форма расчета по базе переходного периода, учитывающая поправки. Разрабатывала ее Ольга Лапина лично. Но, как оказалось, есть вероятность, что новый вариант утвердить не успеют (кто бы сомневался!). Тогда бухгалтерам придется корректировать старую форму, приводя ее в соответствие с действующим законодательством.
На этом хорошие новости закончились: лектор перешла к вопросу о том, как нужно платить налог с базы переходного периода. Как известно, сумму налога, которую нужно заплатить за год, необходимо перечислять равными долями по итогам каждого отчетного периода. Так гласит пункт 8 статьи 10 Закона № 110-ФЗ. Опираясь на определение отчетного периода (ст. 285 НК РФ), в МНС решили, что годовая сумма налога должна перечисляться тремя частями, а не четырьмя. Ведь IV квартал является окончанием налогового, а не отчетного периода.
Следуя логике МНС, налог с базы переходного периода, который нужно уплатить за 2002 год, перечисляется двумя, а не тремя частями: по итогам полугодия и девяти месяцев. А вот тем, кто платит налог ежемесячно, в этом году налог с базы переходного периода нужно разбить на шесть частей. Все это стало откровением для многих из присутствующих на семинаре.
Со слов Ольги Лапиной пока не ясно, что делать предприятиям, у которых сумма налога за прошлый год равна нулю. Теоретически из Закона № 110-ФЗ следует, что платить налог с базы переходного периода они должны в 2005-2006 годах. Однако бухгалтерам таких фирм надо быть готовыми к тому, что МНС, как обычно, "изобретет" свое толкование. Возможно также, что ясность в этот вопрос внесут "поправки к поправкам", которые сейчас готовятся.
Но такое далекое будущее собравшихся не очень волновало: разобраться бы с тем, что сейчас есть. Поэтому из зала спросили, с какого периода нужно считать налог по новой редакции 25-й главы. Г-жа Лапина ответила: с полугодовой отчетности. Пересчитывать налог за I квартал и нести уточненные расчеты не надо. Если, конечно, вы все правильно сделали по старым правилам.
А вот по авансовым платежам поблажек не будет: вопреки Налоговому кодексу МНС твердо намерено начислять пени за их несвоевременную уплату. После выхода поправок ничего не изменилось: письмо МНС от 8 февраля 2002 г. № ВГ-6-02/160 продолжает действовать ("Расчет" рассказывал о нем в мартовском номере). И, по словам Ольги Лапиной, не стоит обольщаться, что пени пока никому не начисляют. Просто на настройку соответствующей компьютерной программы требуется время. К осени все отладят.
МНС тут ни при чемВторой по актуальности темой после расчета базы переходного периода оказался учет основных средств. Лектору постоянно приходилось отвечать на вопросы аудитории.
Как отметила Ольга Лапина, в налоговом учете имущество относится к основным средствам при одновременном выполнении двух условий. Во-первых, его стоимость больше 10 тысяч рублей, во-вторых, срок службы превышает 12 месяцев. Фраза о 12 месяцах вызвала в зале живой интерес. Кто-то спросил, нельзя ли издать внутренний приказ о сроке службы. Специалист из МНС простора для творчества бухгалтеров не оставила. Она заявила, что инспекторы при проверке будут требовать документального подтверждения того, что срок службы меньше 12 месяцев. Никакие внутренние документы здесь не подойдут.
Спросили, что делать с основными средствами стоимостью до 10 тысяч рублей, недоначисленная амортизация по которым попадает в базу переходного периода. Ольга Лапина ответила, что в бухгалтерском учете ничего не изменится. Как амортизация начислялась, так ее и надо начислять дальше. Нельзя, по ее словам, поменять и метод начисления амортизации. Такого не позволяют правила бухгалтерского учета. Поэтому одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете начислять амортизацию можно лишь по тем основным средствам, которые организация приобрела уже в этом году. Списывать и учитывать в целях налогообложения нужно будет именно бухгалтерскую недоамортизированную стоимость как по основным средствам, так и по нематериальным активам.
Осторожно, по словам лектора, надо подойти и к переоценке основных средств. То, что переоценка на 1 января этого года учитывается в стоимости основных средств, вопросов не вызывает. В статье 257 прямо говорится, что под восстановительной понимается "первоначальная стоимость с учетом всех проведенных переоценок" на 1 января 2002 года. В то же время из 250-й статьи убрали положение о том, что переоценка амортизируемого имущества не увеличивает доход. Поэтому на сегодняшний день получается, что переоценка основных средств увеличивает налогооблагаемую базу. Вероятно, этот вопрос в ближайшее время будет депутатами как-то решен.
"На десерт" было незавершенное производство. В зале начался шум. С мест раздавались возгласы, что так, как предлагают в 25-й главе, распределить расходы невозможно. Одна дама, по-видимому работающая на крупном региональном предприятии, пыталась доказать это лектору. На что та ответила, что ничего поделаешь — считать надо по-новому. Налаживать параллельные программы, искать пути. И вообще, МНС тут ни при чем: во всем виноваты законодатели. Она добавила, что эта проблема достойна того, чтобы бухгалтеры вышли с плакатами на улицы. И пообещала присоединиться в случае, если такая демонстрация состоится.
Подпишись на рассылку
Комментарии (0)
Оставить комментарий