По Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском
учете" организации должны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского
учета и отчетность не менее пяти лет. Ответственность за несоблюдение этого
требования несет руководитель предприятия. В случае нарушения с него можно взыскать
штраф в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11 КоАП РФ).
Налоговый кодекс обязывает организации хранить документы, необходимые для исчисления
налогов, в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23). Отсутствие первичных документов
и регистров бухучета признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов.
За совершение такого правонарушения предприятия наказываются по статье 120 НК
РФ. С них взимается штраф в размере от 5 тысяч рублей до 10 процентов от суммы
неуплаченного налога, но не менее 15 тысяч рублей.
Таким образом, за утрату бухгалтерских документов к ответственности может быть
привлечена как сама организация, так и ее руководящие работники. Предприятия
"отвечают" по Налоговому кодексу, а руководители — по административному.
Но на практике потеря документов доставляет больше всего хлопот бухгалтеру.
Налоговики считают, фирмы платят
Оставшегося без документов налогоплательщика ждет не только штраф. Налоговики
вправе обвинить его в отсутствии учета доходов и расходов и пересчитать уплаченные
им суммы налогов на основе информации об аналогичных организациях (пп. 7 п.
1 ст. 31 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет, какие организации признаются
аналогичными. Поэтому, рассчитывая налоги подобным образом, инспекторы продолжают
руководствоваться порядком, утвержденным письмом Госналогслужбы России от 13
августа 1994 года № ВГ-4-13/94н.
Как правило, при выборе аналогичной организации учитывается ее отраслевая принадлежность,
вид деятельности, среднемесячный размер выручки и среднесписочная численность
работников. Иногда во внимание принимается общая стоимость основных средств.
Порядок расчета налогов "по аналогии" зависит от того, можно ли определить
выручку налогоплательщика, утратившего документы или нет. Если возможно, то
налогооблагаемую базу проверяемого предприятия исчисляют, умножив его выручку
на расчетный коэффициент. В свою очередь этот коэффициент определяется делением
облагаемого дохода аналогичной организации на ее выручку.
Если выручку предприятия установить нельзя, то налоговую базу рассчитывают,
умножив численность его производственного персонала на коэффициент (частное
от деления облагаемого дохода аналогичной организации на численность ее штата).
Заметим, что налоговики учитывают только недоплату налогов, выявленную в результате
расчета "по аналогии". Полученная таким методом переплата во внимание
не принимается.
Пример
В феврале 2002 года в офисе московской торговой фирмы ЗАО "Интерьер"
произошел пожар. В результате сгорели все бухгалтерские и налоговые документы
за 2001 год. В мае 2002 года на предприятии началась налоговая проверка. Инспекторы
запросили документы, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты
налога на прибыль и НДС за 2001 год.
Из-за отсутствия запрашиваемых документов фирма не смогла выполнить требования
налоговой инспекции. На этом основании проверяющие решили рассчитать причитающиеся
с нее суммы налогов по аналогии со столичной фирмой ООО "Синтез",
реализующей схожие товары и имеющей приблизительно ту же численность работников,
что и ЗАО "Интерьер".
При исчислении налоговой базы проверяющие учитывали выручку ЗАО "Интерьер",
указанную в декларациях. Порядок расчета налога на прибыль и НДС показан соответственно
в таблицах 1 и 2. Из таблицы 1 видно, что при исчислении налога на прибыль была
установлена недоплата в размере 39 000 рублей (361 000 — 322 000). На основании
данных таблицы 2 налоговики сделали вывод о том, что сумма НДС была занижена
как в каждом квартале, так и в целом за год. Общая сумма недоимки составила
7900 рублей (112 700 — 104 800).
В связи с этим сотрудники налоговой инспекции потребовали от ЗАО "Интерьер"
доплатить суммы налогов и перечислить пени. Кроме того, предприятие было привлечено
к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ.
Таблица 1
Расчет налога на прибыль (руб.):
Показатели | ЗАО «Интерьер» (заявленные суммы) | ООО «Синтез» | ЗАО «Интерьер» (рассчитанные суммы) |
Выручка от реализации | 3 800 000 | 3 500 000 | 3 800 000 |
Налогооблагаемая прибыль | 920 000 | 950 000 | 1 031 429 (3 800 000 x (950 000 : 3 500 000)) |
Налог на прибыль | 322 000 | 332 500 | 361 000 (1 031 429 x 35%) |
Таблица 2
Расчет НДС (руб.):
| ООО «Синтез» | ЗАО «Интерьер» | |||
Выручка от реализации | Сумма НДС | Выручка | Рассчитанный НДС | Заявленный НДС | |
I квартал | 1 000 000 | 33 500 | 1 100 000 | 36 850 (1 100 000 x (33 500 : 1 000 000)) | 36 300 |
II квартал | 800 000 | 22 000 | 900 000 | 24 750 (900 000 x (22 000 : 800 000)) | 21 000 |
III квартал | 950 000 | 29 000 | 950 000 | 29 000 (950 000 x (29 000 : 950 000)) | 28 500 |
IV квартал | 750 000 | 19 500 | 850 000 | 22 100 (850 000 x (19 500 : 750 000)) | 19 000 |
Итого: | 3 500 000 | 104 000 | 3 800 000 | 112 700 | 104 800 |
Уважительные причины
Уплачивать штраф придется только той организации, которая виновна в потере первичных
документов. Причем наличие умысла или неосторожности в ее действиях должны доказывать
налоговики.
Фирма не несет ответственности за утрату документов, если она не могла обеспечить
их сохранность. Однако помешать организации принять необходимые меры может только
непреодолимая сила (форс-мажор). По статье 401 Гражданского кодекса таковой
признается "чрезвычайное и непреодолимое при данных условиях обстоятельство"
(авария, наводнение, ураган и т. д.). Вместе с тем нельзя считать форс-мажором
пожар в здании, которое не было оборудовано средствами пожарной защиты (огнетушителями,
сигнализацией и т. д.), или кражу из помещения, не предназначенного для хранения
документов (производственный цех, товарный склад и т. д.).
Только официально подтвержденные факты пожара, аварии или кражи могут послужить
основанием для освобождения предприятия от ответственности за утрату документов.
Как зафиксировать форс-мажорное обстоятельство?
Сначала организации нужно получить официальное подтверждение произошедшего.
Например, о пожаре свидетельствует акт, составленный органами пожарного надзора,
о краже — справка из милиции о том, что от потерпевшего принято соответствующее
заявление. После этого руководитель предприятия должен утвердить состав комиссии
по расследованию причин случившегося. Как правило, к расследованию привлекаются
представители государственной противопожарной службы, внутренних дел и других
уполномоченных организаций. Результаты работы комиссии оформляются специальным
актом (п. 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете,
утвержденного Минфином СССР от 29 июля 1983 г. № 105).
Одновременно с назначением комиссии организация обязана определить понесенные
убытки, в том числе количество утраченных документов. Для этого придется провести
инвентаризацию имущества (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина
России от 29 июля 1998 г. № 34н).
При выявлении крупного имущественного ущерба предприятие может признать чрезвычайную
ситуацию событием, произошедшим после отчетной даты, и отразить ее последствия
в бухгалтерской отчетности (ПБУ 798 "События после отчетной даты",
утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н). Однако обыкновенную
потерю документов к крупному ущербу отнести нельзя. Это событие в отчетности
не отражается.
С миру по нитке…
Налогоплательщик избежит пересчет налогов и уплату пеней, если восстановит утраченные
бухгалтерские и налоговые документы. Порядок и сроки восстановления следует
согласовать с налоговой инспекцией.
Пострадавшей организации нужно обратиться к своим контрагентам с тем, чтобы
получить у них копии первичных документов (договоров, накладных и т. д.) и счетов-фактур.
Также ей следует взять в банке выписки со счетов, свидетельствующие о движении
денежных средств. Если на предприятии не велся компьютерный учет (или если его
данные также утрачены), необходимо восстановить регистры бухгалтерского учета
и рассчитать налоги.
К сожалению, восстановить удается далеко не все первичные документы и счета-фактуры.
Например, это очень трудно сделать, если неизвестно местонахождение тех или
иных партнеров по бизнесу. В таких ситуациях организация обязана пересчитать
налоги и доплатить необходимые суммы.
Впрочем, пострадавшая фирма имеет право перенести срок перечисления налогов.
По статье 64 НК РФ организации, получившие ущерб в результате обстоятельств
непреодолимой силы, могут получить отсрочку или рассрочку по одному или нескольким
налогам на срок от одного до шести месяцев. Отсрочка предполагает перенос сроков
перечисления всей суммы налогового платежа. Рассрочка предусматривает поэтапную
уплату налога.
Для получения отсрочки или рассрочки по федеральным налогам налогоплательщик
должен подать заявление в Минфин России, а по региональным и местным налогам
— в финансовые управления субъектов РФ и муниципальных образований. К заявлению
необходимо приложить документы, подтверждающие факт причинения ущерба (например,
акт пожарного надзора) и его размер (результаты инвентаризации).
В течение месяца после получения всех необходимых документов финансовое ведомство
должно либо предоставить налогоплательщику отсрочку (рассрочку), либо отказать
ему в этом.
Мария ИВАНОВА
Материал предоставлен журналом "Московский
бухгалтер"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий