В письме от 5 июня 2002 г. № ШС-6-14/793 МНС в очередной раз возвращается к
самой больной для себя теме — "эффективности доказывания в судах неправомерности
возмещения налога на добавленную стоимость". Налоговое ведомство обязало
инспекторов на местах тщательно искать в действиях налогоплательщиков признаки
недобросовестности.
В начале документа налоговики ссылаются на письмо заместителя председателя Высшего
Арбитражного Суда от 17 апреля 2002 г. № С5-5/уп-342 Олега Бойкова в адрес главы
МНС Геннадия Букаева. В нем судья указал, что инспекции, как правило, проигрывают
дела о возмещении НДС. Причиной тому "крайне слабая доказательственная
база, представляемая налоговыми органами в арбитражные суды".
Кроме того, судья еще раз обратил внимание налоговиков, что по действующему
законодательству право экспортера на возмещение НДС никак не связано с поступлением
соответствующего налога в бюджет от поставщика. Именно на этом основании инспекции
зачастую отказываются возмещать налог на добавленную стоимость экспортерам.
А потом проигрывают суды.
В конце своего письма Олег Бойков, чтобы решить проблему "на корню",
поддержал давнишнюю идею МНС внести поправки в статью 165 Налогового кодекса
и обязать самого экспортера доказывать поступление НДС в бюджет.
Окрыленное поддержкой и пониманием Высшего Арбитражного Суда, налоговое ведомство
выпустило свое письмо. Помимо послания Олега Бойкова в нем чиновники из МНС
вспомнили еще один греющий им душу документ — определение Конституционного Суда
от 25 июля 2001 г. № 138-О (подробно о нем смотри "Расчет" за октябрь
2001 г.).
Напомним, что именно в этом документе впервые появился термин "недобросовестный
налогоплательщик". Правда, речь там шла не об экспортерах, а о перечислении
налоговых платежей через так называемые "проблемные" банки. Теперь
это определение Конституционного Суда налоговики решили применить и к экспортерам.
Впрочем, критериев разделения налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных
до сих пор нет. Не может их сформулировать и МНС.
В заключительной части письма налоговиков говорится, что "неперечисление
НДС в бюджет поставщиком налогоплательщика-экспортера свидетельствует о его
недобросовестности в совокупности с другими фактами". Однако что это за
другие факторы, МНС не сообщает. Может быть, поэтому юристы, давно "воюющие"
за НДС с инспекторами, настроены оптимистично.
"По нашему мнению, у большинства экспортеров это письмо не должно вызвать
дополнительных трудностей. Во-первых, потому, что упоминать определение Конституционного
Суда № 138-О здесь некорректно. Во-вторых, налоговый орган не имеет права признавать
сделки между контрагентами недействительными, если эти сделки не имеют существенных
правовых ошибок. И требовать от инспекций не признавать сделки по перечисленным
в письме признакам юридически несостоятельно. В-третьих, из-за слабой юридической
подготовки инспекций и большой текучести кадров, а также загруженности сотрудников
они не смогут воплотить в жизнь рекомендации из этого письма", — считает
Эдуард Чайкин, генеральный директор юридического агентства "Рейнбоу 2000".
Впрочем, по словам Эдуарда Чайкина, несмотря ни на что, многие инспекции снова
"возьмут под козырек" и начнут более рьяно отказывать фирмам в возмещении
НДС. Но пока не внесены поправки в законодательство, налоговики неизменно будут
проигрывать следующие за такого рода решениями судебные разбирательства.
Ислам РАМАЗАНОВ
Материал предоставлен журналом "Расчет"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий