Вправе ли муниципальное унитарное предприятие перейти на упрощенную систему
налогообложения?
Организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет
более 25%, применять упрощенную систему налогообложения не имеют права. Данный
порядок установлен пп. 14 п. 3 ст. 34612 НК РФ. Таким образом, применять упрощенную
систему налогообложения с 1 января 2003 года могут только организации, в которых
вклады физических лиц составляют не менее 75%.
Организация -- это компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, орган
власти, их часть или комбинация, объединенная с другими или нет, частная или
государственная, которая выполняет свои функции и имеет систему управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается
по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного
самоуправления, что закреплено ст. 114 ГК РФ. Уставный фонд унитарного предприятия
вносится собственником унитарного предприятия.
Следовательно, доля участия в унитарном предприятии другой организации, а именно
государственного или муниципального органа, составляет 100%, что является ограничением
для перехода на упрощенную систему налогообложения.
Наша производственная организация до 1 января 2003 года применяет метод
начисления. На 1 января 2003 года у нас останется незавершенное производство
в размере прямых расходов, которые относятся к нереализованной продукции. Вправе
ли мы учесть данные расходы при применении упрощенной системы налогообложения,
если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину
расходов, и на какую дату эти расходы можно признать?
Поскольку в соответствии со ст. 34616 НК РФ перечень расходов является закрытым
и расширению не подлежит, признать в качестве расходов при применении упрощенной
системы налогообложения можно только те затраты, которые в нем поименованы.
Как известно, в ст. 318 НК РФ к прямым расходам в целях налогообложения прибыли
у производственных организаций отнесены:
1) материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п.
1 ст. 254 НК РФ, а именно на приобретение: сырья и (или) материалов, используемых
в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих
их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении
работ, оказании услуг); комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или)
полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
2) расходы на оплату труда персонала, участвующего в производстве товаров (при
выполнения работ, оказании услуг), а также суммы ЕСН, начисленного на указанные
суммы расходов на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве
товаров (работ, услуг).
Проанализировав нормы ст. 34616 НК РФ, можно сделать вывод, что при применении
упрощенной системы налогообложения в составе затрат можно признать прямые расходы:
-- на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров
(выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся
необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании
услуг);
-- приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов,
подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
-- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров
(выполнения работ, оказания услуг), а также суммы взносов на обязательное пенсионное
страхование, начисленные на данную зарплату.
Если из незавершенного производства можно выделить расходы, которые могут уменьшать
полученные доходы при применении упрощенной системы налогообложения с 1 января
2003 года, такие расходы включаются в налоговую базу на 1 января 2003 года.
При этом должно соблюдаться условие, что на 1 января 2003 года они оплачены.
В частности, выплачена зарплата работникам, перечислены взносы на обязательное
пенсионное страхование, оплачены сырье и материалы, которые учтены в незавершенном
производстве. Если данные расходы на 1 января 2003 года не оплачены, то, выделив
их из остатка в незавершенном производстве по состоянию на 1 января 2003 года,
вы сможете включить их в расходы при применении упрощенной системы налогообложения
после фактической оплаты (фактической выдачи зарплаты).
Обратите внимание: если объектом налогообложения вами будут выбраны полученные
доходы, сумма прямых расходов, числящаяся на 1 января 2003 года в незавершенном
производстве, в целях налогообложения не будет учтена никогда.
Как определить остаточную стоимость основных средств на дату перехода на
упрощенную систему налогообложения?
На дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете отражается
остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения
общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой
исчисленной в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ амортизации. Данное
положение установлено в пп. 2 п. 1 ст. 34625 НК РФ.
Можно сказать, что приведенная формулировка несколько некорректна в связи с
тем, что у основных средств в целях налогообложения может быть первоначальная
(восстановительная) стоимость, но не цена приобретения. Поэтому остаточная стоимость
основных средств формируется как разница между первоначальной (восстановительной)
стоимостью, определенной по правилам налогообложения, и суммой амортизации,
учтенной в составе расходов в целях налогообложения.
В данном случае нельзя обойти вниманием организации, которые до 1 января 2003
года применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Как известно,
амортизация по основным средствам такими организациями начисляется, но в расходы
не принимается.
Глава 262 НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений для организаций, применяющих
в 2002 году упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Поэтому
в данном случае если организация рассчитает амортизацию по основным средствам
по правилам главы 25 НК РФ, разницу между первоначальной стоимостью и амортизацией,
исчисленной по правилам главы 25 НК РФ, можно отразить в налоговом учете при
переходе на "новую" упрощенную систему налогообложения.
Наша производственная организация имеет магазин, реализующий исключительно
нашу продукцию, который подпадает под действие ЕНВД. Имеем ли мы право по производственной
деятельности перейти на упрощенную систему налогообложения, а по розничной торговле
-- на уплату ЕНВД?
Организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой
263 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Это установлено
пп. 12 п. 3 ст. 34612 НК РФ.
Таким образом, если хотя бы один вид предпринимательской деятельности многопрофильной
организации переведен законом субъекта Российской Федерации на уплату ЕНВД,
по другим видам деятельности применение упрощение системы налогообложения неправомерно.
Однако в вашей ситуации необходимо иметь в виду следующее. Реализация собственной
продукции относится к производственной деятельности, а не к розничной торговле.
В связи с этим торговля в магазине только собственной продукцией не будет подпадать
под действие ЕНВД, и организация имеет право в целом по деятельности перейти
на упрощенную систему налогообложения.
Материал предоставлен журналом "Российский налоговый курьер"
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий