Основным нормативным актом, в котором закреплен порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон). Данный Закон регулирует отношения, возникающие при лицензировании отдельных видов деятельности, и обеспечивает единую государственную политику при лицензировании, защите прав граждан и их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также устанавливает правовые основы единого рынка.
Вкупе с Законом, в части на противоречащей ему, лицензирование регулирует Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данное Постановление наряду с перечнем деятельности, подлежащей лицензированию, закрепляет перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
По сути, Закон и Постановление содержат лишь общие положения, касающиеся общих вопросов лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Непосредственно же порядок и условия лицензирования каждого вида деятельности регулируется отдельными специальными нормативными актами. Закон (статья 17) устанавливает, что в числе многих других видов деятельности лицензированию подлежит туристическая деятельность.
Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
…
туроператорская деятельность;
турагентская деятельность;
деятельность по продаже прав на клубный отдых;
Непосредственно же лицензирование туристической деятельности регулируется Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года №95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».
Официальная терминология дается в статье 2 Закона:
лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
Итак, под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности, соответствующих лицензионных требований и условий.
Из этого определения можно выделить следующую формулировку: лицензирование — это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями — защитой интересов и прав граждан.
Закон выделяет объекты лицензирования (лицензируемые виды деятельности) — виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом.
Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет? Закон (статья 4) говорит: к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Заметим, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Так, например, объектами лицензирования в туристической деятельности являются международный и внутренний туризм, а также клубный отдых.
Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию, — это деятельность, которая может нанести нравственный или физический ущерб гражданам или угрожает безопасности государства.
При осуществлении лицензирования государство в лице надлежащих органов руководствуется следующими принципами:
· защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
· обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
· утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
· гласность и открытость лицензирования;
· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Таким образом, лицензирование — это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов для защиты интересов граждан и самого государства.
Понятие лицензии. Лицензионные требования, условия выдачи лицензии и ее содержание
Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия.
К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
В Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно в статье 40 «Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека» говорится, что отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причем обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление желающим ее получить санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющей потенциальную опасность для человека деятельности (работ, услуг). Законодатель относит к видам деятельности, представляющим потенциальную опасность для человека: производство и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции.
Как отмечалось выше, кроме обязательных, законодатель предусмотрел и специальные требования. Так, что касается лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, то в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.
Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом, получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передачу лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодатель исключает. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его юридического адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и ее получение. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.
Территория, на которой может быть использована лицензия
Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность, согласно общему правилу, может осуществляться только при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
При нарушении этого правила, то есть за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При изменении перечня территориально обособленных объектов, на территории которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.
Срок действия лицензии
Лицензия является срочным разрешением, то есть ограничена во времени.
Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, в течение которого лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее трех лет. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Лицензия выдается на срок менее трех лет только по заявлению соискателя лицензии. Так, например, лицензия на осуществление туристической деятельности в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 95 «О лицензировании туроператорскойи и турагентской деятельности» выдается сроком на пять лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Ниже приведены необходимые реквизиты, составляющие содержание лицензии:
· наименование органа, выдавшего лицензию;
· для юридических лиц — наименование и юридический адрес;
· для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
· вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
· срок действия лицензии;
· условия осуществления лицензируемой деятельности;
· регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
Лицензию подписывает руководитель (в случае его отсутствия — заместитель руководителя) органа лицензирования, она заверяется печатью этого органа.
Следует отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.
Особенности лицензионных требований и условий получения лицензий турфирмами
Само название: Положение о лицензировании туристического бизнеса подразумевает отдельное получение лицензий на осуществление туоператорской и турагентской деятельности. Раньше и тем и другим выдавали одну лицензию. Но в настоящее время эти сферы деятельности разграничили, и теперь туристическая фирма обязана получать две разные лицензии, соответственно оплатив их.
Чтобы получить лицензию, организация должна соблюсти ряд условий. По сути, они одинаковы и для турагентов, и для туроператоров:
- иметь в наличии сертификат соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
- не реже одного раза в 3 года проводить повышение квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую или туагентскую деятельность.
- доводить в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающую информацию об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
- оказывать туристические услуги только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации;
- предоставлять клиенту исчерпывающую информацию о режиме работы фирмы, месте ее нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности.
У туроператора в штате обязательно должно быть не менее семи работников, которые непосредственно занимаются организацией туров и реализацией путевок. При этом 30 % из них должны иметь стаж работы в туристическом бизнесе не менее пяти лет или специальное образование.
Штатная численность работников у турагентов не определена, однако 20 % от состава работающих должны иметь стаж работы в туристическом бизнесе не менее трех лет или специальное образование.
Особое внимание следует обратить на такой нюанс: у руководителей туроператора и турагентсва обязательно должно быть специальное образование и опыт работы в туристическом бизнесе (не менее пяти лет — для туроператора, три года — для турагента).
Лицензирующие органы
Лицензию выдает соответствующий государственный орган. Например, лицензирование туристической деятельности (турагентской и туроператорской) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года №95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» осуществляет Министерство экономического развития РФ (или его территориальные органаы).
Лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством о лицензировании правом осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.
Вообще, круг лицензирующих органов весьма широк. Соответствующие функции и полномочия законодателем закреплены за этими органами. Так, например, одной из основных функций лицензирующих органов законодатель считает надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — систему мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок получения лицензии
Чтобы получить лицензию, соискатель должен представить в соответствующий лицензирующий орган:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица — для юридического лица;
копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;
д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии — юридического лица (подтверждающие документы для организаторов туристического предприятия, что руководитель фирмы и 30 (20) % его сотрудников соответствуют квалификационным требованиям).
е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туристической деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.
Если копии документов не заверены нотариусом, то они представляются с предъявлением оригинала.
Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством РФ. Плата за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.
Итак, после получения заявления от туристической фирмы лицензирующий орган Минэкономразвития РФ согласно статье 9 Закона РФ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
После принятия заявления и рассмотрения вопроса о выдаче лицензии лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.
Основания для отказа в выдаче лицензии
Обратим внимание на то, что в Постановлении №95 не указаны причины, по которым может быть отказано в выдаче лицензии туристической организации, однако эти основания изложены в Законе:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.
При обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы, порядок проведения которой и ее оплата определяются в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом и иными федеральными законами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Осуществление лицензионного контроля
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Лицензирующие органы имеют право:
проводить проверки деятельности лицензиата на ее соответствие лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
выносить предупреждение лицензиату.
Согласно Постановлению №95 лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, а в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, то он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, то члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.
Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.
Порядок приостановки и аннулирования лицензии
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за выдачу лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 13 Закона. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии или направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Следовательно, приостановление действия и аннулирование лицензии на право осуществления определенной деятельности — виды административных взысканий и их применение производится в порядке, определенном в главе IV КоАП РСФСР. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде приостановления действия лицензии, являются соответствующие лицензионные органы. Составлять протоколы о совершении данных административных правонарушений вправе лицензирующие органы, государственные надзорные и контролирующие органы, иные органы государственной власти в пределах их компетенции. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде аннулирования лицензий, являются районные (городские) суды по месту совершения правонарушения. Составлять протоколы (заявления) о совершении данных правонарушений вправе лицензирующий орган, выдавший лицензию, а также органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.
Отдельные моменты лицензирования клубного отдыха
До принятия Постановления Правительства РФ от 10 октября 2002 года №753 «О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых» именно это направление туристического бизнеса не было урегулировано нормативными актами. Все признавали, что клубный отдых у нас существует и процветает. Наши соотечественники согласны платить сегодня, чтобы владеть чем-то в будущем, но законодательно это не регулировалось, а следовательно, возникало много вопросов к данному направлению туристического бизнеса.
Кто продает клубный отдых: туроператоры или турагенты. Исходя из специфики деятельности получается, что турагенты, так как они работают на агентских договорах с клубами. Но, анализ порядка лицензирования турагентов показывает — лицензируется не совсем то, чем они занимаются.
Итак, начиная с 10 октября 2002 года, клубный отдых является отдельным видом деятельности в сфере туристического бизнеса.
Положение определяет порядок лицензирования деятельности по продаже прав на клубный отдых, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Положению под продажей прав на клубный отдых понимается деятельность по продаже юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права использования в целях туризма и отдыха в течение определенного срока и в определенный период года принадлежащих им на праве собственности или аренды объектов недвижимости, являющихся средством размещения туристов и (или) местом предоставления туристических услуг.
Деятельность по продаже прав на клубный отдых лицензирует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Лицензия на осуществление деятельности по продаже прав на клубный отдых выдается на 5 лет.
Особенности лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по продаже прав на клубный отдых:
а) наличие в штате юридического лица (структурного подразделения юридического лица, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых) не менее 30 процентов работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет;
б) наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения юридического лица, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых) или у индивидуального предпринимателя высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет;
в) предоставление в установленном порядке клиентам информации о порядке приобретения и использования прав на клубный отдых, о средствах размещения, об особенностях въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, в том числе о местных традициях и обычаях;
г) заключение с клиентом договора, соответствующего законодательству Российской Федерации;
д) наличие в договоре купли — продажи прав на клубный отдых положения, предусматривающего право клиента отказаться в одностороннем порядке без объяснения причин от исполнения договора в течение 14 календарных дней со дня подписания договора клиентом без применения штрафных санкций;
е) предоставление клиенту следующей информации:
сведения о месте нахождения и режиме работы юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по продаже прав на клубный отдых;
сведения о лицензии и сертификатах на оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации;
фамилия, имя, отчество должностного лица, ответственного за продажу прав на клубный отдых.
Всем, кто занимается продажей и организацией клубного отдыха, стоит обратить особое внимание на приведенный выше пункт «д».
Чаще всего в практике случались такие ситуации, когда агенты по продаже клубного отдыха отказывались возвращать средства клиентам, не только на 10-й день с момента подписания договора, но и утром следующего дня. Теперь это противоречие ликвидировано и у тысяч россиян появилась возможность в течение четырнадцати дней расторгнуть данный договор без оплаты комиссионного вознаграждения.
Для получения лицензии необходимо представить в лицензирующий орган:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;
е) сведения о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или аренды зданий и помещений, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.
Если копии документов не заверены нотариусом, то они представляются с предъявлением оригинала.
Контроль за соблюдением требований и условий клубного отдыха осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку.
По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, его подписывают все члены комиссии. Лицензируемый должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, то он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, то члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.
Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.
В течение 15 дней лицензиат обязан поставить в известность лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
Министерством экономического развития и торговли РФ ведется реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) лицензируемая деятельность;
в) сведения о лицензиате с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационного номера налогоплательщика:
наименование, организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных подразделений) — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
г) адреса зданий или помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
е) номер лицензии;
ж) срок действия лицензии;
з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
и) сведения о продлении срока действия лицензии;
к) сведения о переоформлении лицензии;
л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
м) основание и дата аннулирования лицензии.
В Законе определен порядок принятия решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия и аннулировании лицензии, а также о взимании лицензионных сборов.
Порядок отражения затрат на получение лицензии в бухгалтерском и налоговом учете туристической фирмы
Согласно Постановлению №95 лицензия выдается туристической фирме на пять лет. Следовательно, суммы лицензионных сборов, уплаченные турфирмой, необходимо сначала учесть в составе расходов будущих периодов, а затем ежемесячно в течение пяти лет равными долями списывать в состав общехозяйственных расходов.
Аналогично отражаются затраты на получение лицензии и в налоговом учете. Согласно пункту 49 статьи 264 НК РФ эти затраты равномерно относятся на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Пример. В июле 2002 года ООО «Меридиан-групп» получило лицензию, дающую право вести туагентскую деятельность в течение пяти лет. Сборы за рассмотрения заявления о выдаче лицензии составили 300 руб., за выдачу лицензии – 1000 руб.
Бухгалтерские проводки:
Дебет 76 Кредит 51– 1300 руб. (1000+300)- перечислены лицензионные сборы за рассмотрение и выдачу лицензии;
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий