Материалы подготовлены группой
консультантов-методологов
ЗАО «Интерком-Аудит»
В соответствии со статьей 12 Федерального закона РФ от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % от объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке, причем
произведенная на территории РФ, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;
- произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.
Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными, не предусмотренными указанным Федеральным законом, марками не допускается. Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками осуществляется при условии проверки качества алкогольной продукции. Региональная специальная марка является подтверждением проведения субъектом РФ специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории соответствующего субъекта РФ, и осуществление контроля над оборотом алкогольной продукции на указанной территории.
Порядок изготовления и приобретения региональных специальных марок, их цена определяются субъектами Российской Федерации, на территориях которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, маркированной этими марками, по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ.
Общие требования к порядку выдачи региональных специальных марок и их образцам утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 года № 723. В соответствии с данным Постановлением организации – изготовители марок определяются на конкурсной основе. При изготовлении марок они должны выполнять технические требования к региональным специальным маркам для маркировки алкогольной продукции, обязательные для изготовителей таких марок. Такие требования утверждены Приказом Минфина РФ № 17н и МНС РФ № БГ-3-31/65 от 28 февраля 2001 года.
Региональная специальная марка должна иметь графическую защиту, штрих-код и голограмму. Часть признаков защиты должна быть видна потребителю без применения приборов на расстоянии 30-50 см, другие способы защиты могут быть определены только с помощью приборов. Подлинность марки должна определяться на трех уровнях:
- первый уровень — уровень потребителя - определяется подлинность марки по ее общему виду;
- второй уровень — уровень контролирующего органа — определяется подлинность марки по наличию элементов защиты, описанных в сертификате, а также с помощью приборов;
- третий уровень — уровень эксперта (изготовителя) — определяется подлинность марки по всем элементам защиты, в том числе и по не описанным в сертификате.
Марки изготавливаются двух видов, отличных по цвету:
для маркировки алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 25 % включительно изготавливаются оранжево — розово — красные марки.
для маркировки алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта более 25 % изготавливаются сине – зеленые арки.
Размер марки — 65 х 17 мм (место для штрих-кода 28 х 15 мм), она должна иметь комплексную защиту от подделки, код субъекта РФ, серию и номер, позволяющие проводить учетные операции.
Штрих-код наносится на марку должностным лицом Управления, осуществляющим налоговый контроль за работой акцизного склада, при подготовке алкогольной продукции к отгрузке покупателям.
Региональные специальные марки приобретают организации, учредившие акцизные склады в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, на основании их заявок только после внесения ими авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию.
Прием заявок от организаций на изготовление марок осуществляется налоговыми органами по месту нахождения акцизного склада организации, с которого эта продукция будет реализована через розничную сеть либо общественное питание.
Заявка должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером организации, скреплена печатью организации, представившей документ, и подана в двух экземплярах не позднее, чем за 60 дней до начала очередного квартала. Заявки представляют в налоговые органы представители организаций лично либо направляют в адрес налоговых органов ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Датой подачи заявки является соответственно дата ее фактического представления представителем организации или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении.
В заявке указывается количество марок на алкогольную продукцию крепостью до 25 % и алкогольную продукцию крепостью свыше 25 %, необходимое на квартал с разбивкой по месяцам. К заявке должны быть приложены следующие документы:
а) платежное поручение, подтверждающее оплату организацией указанного в заявке количества марок, с отметкой банка о его принятии к исполнению; в платежном поручении в графе «назначение платежа» указывается «за изготовление региональных специальных марок»;
б) надлежащим образом заверенная копия разрешения на учреждение акцизного склада, с которого алкогольная продукция будет реализовываться через розничную торговую сеть и (или) общественное питание.
Налоговые органы должны проверить заявку и приложенные к ней документы на соответствие установленным требованиям. Такая проверка проводится непосредственно в день представления заявки либо в день ее получения по почте.
В случае нарушения сроков подачи заявки, а также в случае обнаружения несоответствия в представленных документах, не позднее дня, следующего за днем представления либо поступления заявки, она возвращается организации по почте с указанием причин возврата.
Если заявка соответствует требованиям, то она должна быть зарегистрирована налоговым органом. Один экземпляр представленной заявки с отметкой о ее приеме выдается руководителю организации при представлении им паспорта и документа, подтверждающего его полномочия в качестве руководителя организации, или доверенному лицу организации при представлении им доверенности на получение заявки, второй экземпляр заявки остается в налоговых органах.
Чтобы получить изготовленные марки организация должна предоставить в налоговый орган следующие документы:
а) заявление в двух экземплярах на выдачу заказанного количества марок по установленной форме;
б) экземпляр зарегистрированной заявки на изготовление марок;
в) копию платежного поручения, подтверждающего внесение авансового платежа по акцизам. В графе «назначение платежа» должно быть указано «внесение авансового платежа по акцизам за алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов» либо «внесение авансового платежа по акцизам за алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 процентов»;
г) выписку банка с расчетного счета организации, подтверждающую снятие указанных средств с ее расчетного счета.
Основанием для выдачи организации заказанного количества марок является регистрация поданного заявления на выдачу марок в день их представления должностным лицом налоговых органов.
Налоговые органы могут не принять заявление организации на выдачу марок, если:
- представленный экземпляр заявки на изготовление марок не зарегистрирован налоговыми органами;
- представленные документы не соответствуют установленному перечню;
- суммы перечисленных авансовых платежей по акцизам не соответствуют заказанному количеству марок.
Если налоговые органы отказали в приеме заявления, то не позднее дня, следующего за днем его представления, оно возвращается организации по почте с указанием конкретных причин отказа.
Выдача марок производится в день представления заявления и его регистрации налоговыми органами руководителю или уполномоченному лицу организации по доверенности на право получения конкретного количества марок, при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, указанного в доверенности.
При выдаче марок один экземпляр зарегистрированного заявления, с указанием в нем фактического количества выдаваемых марок, подписями должностных лиц организации и налогового органа, а также печатями обеих сторон, выдается организации и является документом, удостоверяющим выдачу марок.
В процессе нанесения на алкогольную продукцию марки могут быть повреждены, в этом случае они возвращаются в налоговый орган при представлении организацией:
а) письменного заявления с указанием причин возврата марок;
б) зарегистрированного налоговым органом заявления на получение возвращаемого количества марок;
в) поврежденных марок, которые должны быть наклеены на отдельные листы бумаги без складок и неровностей таким образом, чтобы четко просматривались код региона, номер, серия и центральная часть марки. Если произошел разрыв марки, то отдельные ее части должны быть соединены и общая площадь каждой возвращенной марки (в том числе и собранной из отдельных частей) должна составлять не менее 60 % от ее первоначальной части.
Поврежденные марки подлежат уничтожению.
В случае ликвидации или прекращения организацией своей деятельности по производству и обороту алкогольной продукции налоговый орган принимает марки при представлении организацией следующих документов:
а) письменного заявления с указанием причин возврата марок;
б) выписки из единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации организации, заверенной в установленном порядке (в случае ликвидации организации);
в) выписки из протокола заседания лицензирующего органа, подтверждающей прекращение действия лицензий организации на производство и оборот алкогольной продукции, либо копии решения суда об аннулировании лицензии, заверенной в установленном порядке;
г) зарегистрированного налоговым органом экземпляра заявления на получение возвращаемого количества марок.
В случае возврата марок налоговый орган составляет акт в двух экземплярах, один экземпляр акта передается организации, другой остается в налоговом органе. Порядок возврата денежных средств, уплаченных организацией за изготовление марок, а также сумм авансовых платежей по акцизам осуществляется в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Ставки авансового платежа, уплачиваемые при покупке региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, установлены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 915 и составляют на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта: до 25 % включительно — 0,3 рубля за 1 марку; свыше 25 % — 0,8 рубля за 1 марку.
В цену марки включаются расходы на ее изготовление, хранение, доставку и налог на добавленную стоимость, а также затраты, связанные с нанесением на марку штрих-кода и осуществлением субъектом РФ специальных защитных мер по проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для маркировки. Цена марки не должна превышать 1 % от налоговой ставки на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 25 %, предусмотренной статьей 193 Налогового кодекса Российской Федерации. Цена марки относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Продажа или передача марок третьим лицам запрещается.
В бухгалтерском учете покупка региональных специальных марок отражается следующим образом:
Содержание
операции | Дебет | Кредит |
Оплачены
региональные специальные марки | 76 | 51 |
Произведен
авансовый платеж по акцизу | 68 | 51 |
Приняты
к учету региональные специальные марки | 50
субсчет «Денежные документы» | 76 |
Отражен
НДС, предъявленный поставщиком | 19 | 76 |
Использованы
региональные специальные марки | 20 | 50
субсчет «Денежные документы» |
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий