Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№7, 2003)
Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала www.mosbuh.ru
Автомобиль – не роскошь, а производственная необходимость. Сейчас получить машину можно разными способами – приобрести сразу или в кредит, взять в аренду или в лизинг, использовать машины сотрудников. Попытаемся разобраться, какой из этих способов для фирмы более выгодный.
По старинке
Самое простое – купить автомобиль. Правда, такой вариант хорош только для тех фирм, которые располагают достаточными средствами. Ведь покупая автомобиль, нужно сразу заплатить много денег, а окупит он себя в лучшем случае через несколько лет. К тому же никаких налоговых льгот ждать не приходится.
Немногим отличается покупка машины в кредит. Плюсом является, конечно, рассрочка платежа. Однако автомобиль фирме обойдется дороже, чем при оплате полной стоимости сразу. При этом придется долго возиться с документами на получение кредита*. Но и это еще не все. Обычно банки требуют предоставить залоговое обеспечение, значительно превышающее величину заемных средств.
Если фирме нужен дорогой автомобиль в постоянное пользование, то наиболее выгодным способом его приобретения будет лизинг. Остановимся на этой схеме подробнее.
Что нам стоит...
Лизинг – это финансовая аренда. Его суть заключается в том, что лизинговая компания (лизингодатель) приобретает имущество и предоставляет его во временное пользование другой фирме (лизингополучателю). За эту услугу лизингодатель берет с предприятия определенную плату (лизинговые платежи).
Чтобы взять автомобиль в лизинг, фирма должна оформить заявку и представить лизинговой компании пакет документов. Как правило, это копии учредительных документов, бухгалтерская отчетность, справки из налоговой инспекции об открытии банковского счета и об отсутствии задолженности по платежам в бюджет. Лизинговая компания рассматривает документы и решает, работать с фирмой или нет. При положительном решении с предприятием заключают договор.
По истечении договора лизингополучатель имеет право приобрести данный объект в собственность. Для этого заключается договор купли-продажи, в котором указывается выкупная стоимость. Причем эта сумма обычно чисто символическая, зачастую она не превышает и 100 долларов.
Лизинг несколько отличается от покупки в кредит. При кредите фирма формально берет деньги в долг. Приобретаемый на эти средства автомобиль сразу становится собственностью предприятия. Следовательно, и платить налоги фирма будет сразу. При лизинге право собственности переходит к фирме только после полной оплаты машины. Значит, и налоговые обязательства возникнут у фирмы позже. Кроме того, лизинговая компания не требует никакого залога.
Неудобным для фирмы будет только зачет НДС по лизинговым платежам. Дело в том, что предприятие может возместить налог из бюджета только после полной оплаты автомобиля и перехода права собственности на него. Правда, сумма НДС к зачету будет больше, чем при покупке в кредит. Ведь приобретая машину в кредит, фирма возмещает налог только со стоимости автомобиля. Банковские проценты налогом не облагаются, и, следовательно, восстановить их предприятие не сможет. При лизинге же возместить НДС можно по всей сумме, уплаченной за машину.
Законом «О лизинге (финансовой аренде)» предусмотрено, что лизинговое имущество может учитываться на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя. Правда, в 90 процентах случаев автомобиль стоит на балансе лизинговых компаний. Если по условиям договора машина все же учитывается у лизингополучателя, то он может воспользоваться ускоренной амортизацией. При этом максимальный коэффициент ускорения не должен превышать 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ). В результате износ будет начислен быстрее и фирма сможет сэкономить на налоге на имущество. Правда, воспользоваться такой льготой предприятие сможет лишь в том случае, если амортизация на автомобиль начисляется линейным методом. Кроме того, все лизинговые платежи за вычетом амортизации, которая и так включается в себестоимость, можно целиком отнести на прочие расходы, связанные с производством и реализацией (п. 10 ст. 264 НК РФ).
Так было до недавнего времени. Однако в письме от 5 мая 2003 г. № 16-00-14/150 Минфин разъяснил, что ПБУ 6/01 могут применять только собственники имущества, то есть лизинговые компании. Таким образом, действие ПБУ 6/01 на лизингополучателя не распространяется. Никаких комментариев со стороны Минфина пока нет, но можно предположить, что теперь лизингополучатель не сможет учитывать на своем балансе лизинговое имущество до момента перехода права собственности.
Пост сдал — пост принял
Иногда фирме нужен автомобиль только на время. В таких случаях держать у себя на балансе машину невыгодно. Поэтому предприятия часто берут ее в прокат или в аренду.
В принципе договор проката – это одна из форм договора аренды. Правда, если при аренде фирма может рассчитаться деньгами, встречной услугой или даже ремонтом автомашины, то прокат возможен только за наличный или безналичный расчет.
Всего несколько лет назад прокат автомобиля стоил баснословных денег. За один день фирме приходилось выкладывать по 150 долларов. Но ситуация изменилась. Теперь взять на день приличную иномарку можно за 60–70 долларов.
Оформляя расходы на прокат как представительские расходы, фирма может уменьшить налоговую базу на понесенные затраты. Правда, сделать это можно только в пределах установленных нормативов (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Однако самым распространенным способом получить вожделенное средство передвижения остается аренда. Не следует путать аренду и лизинг. Во-первых, заключая договор лизинга, фирма сама может выбрать поставщика и нужный ей автомобиль. При аренде фирма лишена этой возможности. Арендатор предложит ей только то, что у него есть в наличии. Во-вторых, лизингополучатель в отличие от арендатора не может изменить срок действия договора. Это связано с тем, что величина лизингового платежа рассчитывается как раз исходя из этого срока. При аренде предприятие может продлить договор с арендодателем. Наконец, арендатор обычно не может выкупить автомобиль после окончания срока действия договора.
В соответствии с Гражданским кодексом машину можно арендовать с экипажем и без экипажа. В обоих случаях налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на сумму арендных платежей.
Арендовать машину можно у специализированной фирмы и у своего работника. При этом принципиальных различий как в бухгалтерском, так и в налоговом учете нет.
Фирмы обычно предоставляют машину только с экипажем. Поэтому в стоимость аренды закладывается и заработная плата водителя. Кроме этого арендодатель стремится включить в арендные платежи все возможные расходы, связанные с ремонтом и модернизацией автомобиля, а также собственную выгоду из расчета быстрой окупаемости машины. Все это делает аренду автомобиля у фирмы на долгий срок довольно невыгодной.
Рассчитывая налог на прибыль, фирма может уменьшить налоговую базу на сумму арендных платежей. Кроме того, начисленный на арендную плату НДС можно возместить из бюджета сразу после ее перечисления арендодателю.
Аренда автомобиля у физического лица обходится обычно дешевле. Правда, арендуя машину у сотрудника, фирме придется дополнительно начислять НДФЛ. Но арендные выплаты своему работнику зачастую значительно ниже тех, которые просит фирма-арендодатель.
От того, как оформлен договор аренды, зависит налогообложение платежей работнику. Если предприятие арендует машину с экипажем, то есть автомобилем будет управлять сам владелец, то с суммы, выплачиваемой работнику, придется заплатить ЕСН, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и взносы на обязательное пенсионное страхование. Сэкономить на налогах можно, заключив договор аренды «без экипажа».
В этом случае сотрудник-арендодатель оформляет доверенность на право управления автомобилем на своего сослуживца. Если же водить машину арендодатель намерен сам, предприятие может заключить с ним два отдельных договора: трудовой и гражданско-правовой на аренду машины без экипажа. В результате из налоговой базы по ЕСН исключается сумма арендных платежей. Аналогично и со взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и на обязательное пенсионное страхование. Указанные налог и взносы арендатор заплатит только с суммы заработной платы водителя. Рассказывает Дмитрий Л., генеральный директор: «Наша фирма занимается грузоперевозками. С самого начала мы решили, что на работу будем принимать людей со своими автомобилями. С каждым новым сотрудником мы заключаем договор аренды. Это очень удобно. Во-первых, расходов меньше, а во-вторых, не нужно ломать себе голову, куда пристроить подержанный автомобиль».
Служебная необходимость
Часто работники ездят на своей машине, как говорится, «по работе». Фирмы обычно возмещают им расходы. Правда, компенсация возможна только в том случае, если выполняются следующие условия:
- должность сотрудника предполагает постоянные разъезды (например, менеджер, исполнительный директор). При этом разъездной характер работы должен быть закреплен в должностных инструкциях;
- в бухгалтерию предприятия представлена заверенная копия техпаспорта личного автомобиля;
- если работник водит машину по доверенности, то нужно еще представить и ко-пию доверенности владельца автомобиля.
Размер компенсации устанавливает руководитель предприятия по согласованию с работником. При этом фирма обязана возместить сотруднику все его расходы (затраты на бензин, текущий ремонт и износ). Приказ о выплате компенсации руководитель издает ежемесячно.
В целях расчета налога на прибыль компенсация включается в расходы только в пределах установленных норм (постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92):
l 1200 рублей – для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см;
l 1500 рублей – для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см.
Следует помнить, что компенсация в пределах установленных норм не облагается налогами вообще, тогда как со сверхнормативных расходов предприятия платят взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Выплачиваемая компенсация не облагается ЕСН. При этом по выплатам в пределах норм нужно руководствоваться подпунктом 2 пункта 1 статьи 238, а по сверхнормативным расходам – пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса.
Не все то золото...
С точки зрения налогообложения выгодным вариантом кажется безвозмездное пользование автомобилем работника. Для этого с сотрудником заключается соответствующий договор (глава 36 ГК РФ), в котором закреплено, что фирма несет все расходы на содержа ние автомобиля, а сотрудник не получает никакой платы. При этом расходы на ГСМ и ремонт уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 260 НК РФ). Однако выгоден такой договор только в том случае, когда работник не требует возмещения износа автомобиля.
Если сотрудник просит компенсировать ему износ, то бухгалтеру придется изрядно попотеть, стараясь спрятать его в заработной плате или материальной помощи. При этом на компенсацию износа придется еще и начислить НДФЛ. К тому же это не единственный недостаток. Налоговики скорее всего потребуют включить стоимость бесплатно полученной услуги в доход фирмы, поскольку она пользуется автомобилем безвозмездно. Причем оценить услугу придется по рыночным ценам (п. 8 ст. 250 НК РФ).
* О том, как получить кредит, читайте на стр. 97.
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий