В ногу со временем

В ногу со временем

04.07.2003   |   0Оставить комментарий
Недавно в Управление МНС России по г. Москве любезно распахнуло двери перед участниками семинара, посвященного новинкам налогообложения и бухгалтерского учета.

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№7, 2003)

Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала www.mosbuh.ru

Сначала Валентина Лубяная, консультант GBI-Consulting, в недавнем прошлом главный специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению УМНС России по Московской области, рассказала о том, с чем мы подошли к полугодовой отчетности. Во-первых, Валентина Семеновна напомнила слушателям о налоговом учете, но тут же отметила, что санкций за его неведение пока нет. «Правда, – заметила госпожа Лубяная, – скоро инспекторы смогут законно штрафовать фирму, если она не будет вести налоговый учет. Уже подготовлен проект соответствующих поправок в первую часть Налогового кодекса».

Во-вторых, Валентина Семеновна обратила внимание на то, что многие предприятия до сих пор применяют Положение № 552 о составе затрат. По мнению инспекторов, это грубое нарушение. Вместо него уже давно действуют ПБУ 9 и 10. Кроме того, с 2002 года нужно было самостоятельно определять нормы амортизации по новым основным средствам. К тому же Налоговый кодекс совершил, по словам Валентины Семеновны, «маленькую революцию». С прошлого года разрешено относить недоначисленную амортизацию на расходы (п. 8 ст. 265 НК РФ).

I квартал 2003 года принес новые ПБУ. Госпожа Лубяная вкратце рассказала о каждом из них, но более подробно – о ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». По ее мнению, «никаких революционных изменений в бухгалтерском учете с введением новых ПБУ не произошло».

Совсем недавно в План счетов были добавлены новые счета – 09 «Отложенный налоговый актив» и 77 «Отложенные налоговые обязательства» (приказ Минфина России от 7 мая 2003 г. № 38н). В связи с этим в баланс и Отчет о прибылях и убытках скоро введут дополнительные строки. Новые показатели повлияют и на величину чистых активов, расчет которых также изменился и стал ежеквартальным (совместный приказ Минфина России и ФКЦБ от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/ПЗ).

Пока полугодовую отчетность нужно сдавать по старой форме*. Но уже сейчас специалисты Минфина рекомендуют заранее подготовиться к тому, что в отчетности за 9 месяцев по-новому нужно будет раскрыть расчет налога на прибыль.

Возвращаясь к ПБУ 18/02, Валентина Семеновна сказала, что «налоговикам это положение вообще не нужно. Фирмы будут платить налоги по данным налогового учета. ПБУ 18/02 только раскрывает причины, по которым налог на прибыль в налоговом учете отличается от данных бухгалтерского учета».

Чтобы облегчить работу бухгалтера, госпожа Лубяная порекомендовала вести специальные таблицы, в которых будут отражены все возникающие на предприятии разницы. В строках таких форм можно указывать активы и обязательства, а в столбцах отражать бухгалтерские данные, показатели из налогового учета и соответственно разницы в оценках.

Вообще для налогового учета никаких первичных документов не введено. Поэтому вести его предприятия могут так, как им удобно. Например, добавить в существующие регистры бухгалтерского учета дополнительную графу для главы 25 Налогового кодекса. Правда, некоторые показатели требуют отдельной оценки (например, резерв по сомнительным долгам). Для них нужно создать особые регистры (ст. 314 НК РФ). Чтобы получить общую картину, Валентина Семеновна предлагает вести сравнительные таблицы группировки расходов по нормам главы 25 Налогового кодекса и по правилам бухгалтерского учета.

После небольшого перерыва о проблемах НДС рассказала Светлана Кузнецова, консультант по налогам и сборам Учебно-методологического центра при МНС России. Госпожа Кузнецова начала свое выступление словами: «Основная проблема – это вычеты. Налог нужно сначала начислить, а потом вычитать. Если деятельности нет, НДС не начисляется, а следовательно, и к вычету его взять нельзя». В зале поднялся гул, кто-то даже возмутился: «Как же это так! Мы только зарегистрировали фирму, купили оборудование, налаживаем его, а налог к вычету сможем взять только после того, как продадим первую партию товара?!» «Совершенно верно, – ответила Светлана Юрьевна. – Ведь в декларации по НДС нельзя поставить вычеты без того, чтобы не указать сумму налога». В результате складывается следующая ситуация.

Если, например, в апреле и мае реализации не было, то декларацию сдать нельзя. В июне фирма продала товар, а в июле она подает две декларации: за июнь и за апрель/май. Причем со всех сумм, указанных во второй декларации, фирма заплатит пени за несвоевременное предоставление отчета по налогу. Кроме того, Светлана Юрьевна напомнила, что вычет возможен только при наличии правильно оформленных документов, в частности счета-фактуры.

Наибольший интерес вызвали проблемы с оплатой командировочных расходов. Многие фирмы возмещают налог с услуг гостиниц. Налоговый кодекс разрешает производить вычет при найме жилого помещения. Однако, согласно Жилищному кодексу и закону «О жилищной политике», гостиницы не относятся к жилищному фонду. К тому же они обычно не выставляют счетов-фактур. Так что возместить НДС в этом случае довольно сложно.

Такая же ситуация складывается и при покупке за наличный расчет. Например, операторы связи часто выдают чек ККМ и выставляют счет-фактуру. В этом случае, чтобы принять налог к вычету, вместо чека нужно представить приходный ордер.

Много вопросов было связано с арендой помещений. Если, например, предприятие арендует здание с телефоном, то у него могут возникнуть сложности с возмещением НДС по услугам связи. Светлана Юрьевна объяснила, что перевыставлять счет-фактуру на услугу арендодатель не может. Поэтому при аренде нужно перезаключить договор с телефонной компанией напрямую на арендатора.

Госпожа Кузнецова также отметила, что для налогового учета НДС нужно исчислять не по каждой операции, а по итогам месяца. То есть рассчитывать налог надо по закрытому налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).

В заключение руководитель ИМНС № 4 Владимир Ермаков поделился своим представлением о работе инспекций. Он пообещал решить вопрос с очередями. С точки зрения Владимира Владимировича, основная проблема заключается в том, что большинство налогоплательщиков приходят за объяснениями. Отсюда и очереди. Поэтому с 1 июля в ИМНС № 4 будет работать отдел по работе с налогоплательщиками. Все вопросы нужно будет решать именно в этом отделе.

Потом речь пошла о сдаче отчетности в электронной форме. Несмотря на то что сейчас сдать отчетность через интернет может любая фирма, зарегистрированная в Москве, налогоплательщики с опаской относятся к нововведению. Были даже случаи, когда бухгалтеры, отправив отчетность, приезжали в инспекцию и спрашивали, все ли нормально.

Сейчас предприятиям предлагают пользоваться программой «Спринтер». Разработчики утверждают, что в ней исправлены все ошибки, которые возникали в других программах.

* О том, что нужно учесть при подготовке полугодовой отчетности, читайте на стр. 18.

Редакция сайта Бухгалтерия.ру Источник материала
4048 просмотров 1 комментарий Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.