Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№8, 2003)
Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала www.mosbuh.ru
Начать свое дело гораздо проще, чем его завершить. Процедура ликвидации – процесс длительный и болезненный. Чаще всего именно бухгалтеру поручают собирать все необходимые документы и проводить все обязательные процедуры.
Ликвидация – «это полное прекращение деятельности фирмы без перехода ее прав и обязанностей к правопреемникам (п. 1 ст. 61 ГК РФ)». Она может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей, принудительная – по решению суда.
Причин для прекращения деятельности фирмы у учредителей может быть множество, но самая распространенная – это наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и бюджетом.
Вот что нам рассказала главный бухгалтер московской фирмы Людмила Быстрова: «Ликвидация – хороший способ не платить по долгам. Мне пришлось однажды с этим столкнуться. Получилось так, что нас подвел покупатель. Мы отгрузили ему товар, который предварительно закупили у своих поставщиков за рубежом. Причем товар нам поставили с отсрочкой платежа (в кредит). А покупатель попросту исчез. Рассчитаться с поставщиками не было ни малейшей возможности, и нам пришлось “потихонечку” закрыться. Правда, здесь не обошлось без “поддержки” чиновников...»
Учредители решили, а бухгалтер выполняй
Начинается все с того, что участники принимают решение о ликвидации. Далее в течение трех дней фирма должна уведомить налоговиков о своем решении. Получив уведомление, инспекторы назначают дату выездной проверки и вносят запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о том, что фирма находится на стадии ликвидации.
Выездная проверка не должна длиться больше двух месяцев. Однако если у фирмы есть филиалы, то этот процесс может затянуться (в среднем по месяцу на филиал).
Одновременно фирма публикует в газете объявление о том, что она прекращает свою деятельность (в нем обязательно нужно указать свое местонахождение и срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои претензии). В каких именно изданиях публикуются объявления, законодательно не установлено. Фактически это может быть любая газета.
Далее бухгалтер делает полную сверку со своими кредиторами и дебиторами и извещает их о предстоящей ликвидации. Если дебиторы не захотят платить, придется обращаться в суд. Также необходимо будет рассчитать и уволить всех сотрудников, провести инвентаризацию.
Через два месяца после принятия решения о ликвидации бухгалтер должен приступить к составлению промежуточного ликвидационного баланса. В нем должны содержаться информация о составе имущества фирмы и его оценка для последующей продажи, требования кредиторов и результаты их рассмотрения.
Действия, которые необходимо предпринять при добровольной ликвидации: |
1) принять решение о ликвидации;
2) уведомить налоговую инспекцию; 3) «пережить» выездную документальную проверку, которую проводит ИМНС; 4) опубликовать объявление в прессе; 5) уведомить ФСС, ПФР, ФОМС; 6) пройти документальные проверки, которые проводят ФСС, ПФР и ФОМС; 7) провести инвентаризацию; 8) уволить сотрудников; 9) составить промежуточный ликвидационный баланс; 10) сняться с учета в ИМНС, ФСС, ПФР и ФОМС; 11) рассчитаться с кредиторами; 12) составить ликвидационный баланс; 13) распределить оставшуюся часть имущества между участниками; 14) закрыть банковские счета; 15) сдать документы в архив; 16) уничтожить печать; 17) аннулировать коды в статистике; 18) представить в ИМНС заявление о ликвидации, окончательный ликвидационный баланс и квитанцию об оплате государственной пошлины. Через пять дней налоговики внесут запись в реестр о том, что фирма ликвидирована. С этого момента считается, что предприятие прекратило свое существование. |
Именно на основании промежуточного ликвидационного баланса производятся выплаты кредиторам. Они осуществляются в следующем порядке (ст. 64, 855 ГК РФ): в первую очередь это выплаты лицам, которым фирма нанесла вред здоровью; во вторую – заработная плата; в третью – долги, обеспеченные залогом; в четвертую – платежи в бюджет и внебюджетные фонды; и наконец, расчеты с прочими кредиторами. Если денег для погашения долгов не хватит, компания вынуждена будет распродавать свое имущество. Если же после всех выплат у фирмы останется какое-либо имущество, оно распределяется между участниками (акционерами), о чем составляется акт.
Обратите внимание, что, даже если предприятие находится на стадии ликвидации, оно все равно должно начислять и платить налоги до момента получения выписки из реестра о том, что оно ликвидировано.
Не стоит также забывать о том, что отчитаться предстоит и перед внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФОМС). Они проведут на ликвидируемом предприятии документальные проверки. Справку о снятии с учета вы получите только после того, как принесете аналогичную от налоговиков. После того как будут получены все справки, бухгалтер начнет составлять окончательный ликвидационный баланс, который и нужно сдать в налоговую инспекцию.
Также необходимо будет получить справку из Госкомстата о снятии с учета, закрыть все расчетные счета и уничтожить печать. Немаловажный заключительный этап – сдача документов фирмы в архив.
После этого необходимо заплатить обязательную пошлину в размере 2000 рублей и сдать в налоговую инспекцию заявление о ликвидации и ликвидационный баланс. Через пять дней вы получите документ, подтверждающий запись в реестре о ликвидации фирмы. Теперь вы можете спать спокойно.
Доверить ли собаке мясо караулить?
Однако у любой проблемы может быть как минимум два варианта решения. Сегодня на рынке услуг существует множество фирм, которые готовы провести процедуру ликвидации максимум за два месяца. Правда, их услуги стоят недешево. Минимум 1600 долларов за полную ликвидацию. При этом не стоит рассчитывать, что они сделают за вас все. Их возможности ограничены.
Не все из них участвуют в налоговых и прочих проверках. Они не проводят инвентаризаций и не составляют промежуточных ликвидационных балансов, не пишут извещений вашим дебиторам и кредиторам. Также у них нет возможности снимать с учета ваши филиалы. Другими словами, либо вам придется делать все это самим, либо возникнут дополнительные денежные затраты. Кроме того, далеко не все из этих фирм имеют квалифицированных работников. Да и не всегда предприятие может довериться таким конторам на все сто процентов.
Однако помимо полной ликвидации эти фирмы могут предложить другие варианты решения долговых проблем. Существует еще так называемая условная ликвидация. То есть ответственность с учредителей и руководителя снимается, при этом фирма продолжает работать.
Мнение эксперта |
В.И. Мещеряков, шеф-редактор бератора «Практическая бухгалтерия»: – При ликвидации фирмы прежде всего надо избавиться от наиболее ликвидных активов (наличные в кассе, деньги на банковских счетах, непроданные товары и т. д.). Если у вас есть долги перед бюджетом и налоговики будут взыскивать их принудительно, именно на такое имущество в первую очередь будет наложен арест. Многие фирмы решают эту проблему просто, но незаконно: деньги перечисляются фирмам-однодневкам и обналичиваются. Если же вы не хотите рисковать, то от денег можно избавиться и вполне законными способами. С точки зрения экономии по налогам оптимальный вариант – выплатить учредителям дивиденды (если на балансе фирмы числится нераспределенная прибыль). С выданных денег вам придется заплатить лишь налог на доходы физических лиц по пониженной, 6-процентной ставке. Другими налогами дивиденды не облагаются. Вы также можете оформить выплату денег сотрудникам фирмы (например, директору) как материальную помощь. В этой ситуации, правда, нужно будет заплатить налог на доходы физических лиц по обычной ставке (13%), но остальные «зарплатные» налоги начислять также не придется. От непроданных товаров избавиться будет сложнее. Лучше всего оформить их продажу по минимальной цене. Главное, чтобы у налоговиков не было повода проверить продажные цены. В каких случаях они могут это сделать, написано в статье 40 Налогового кодекса. |
Подробнее об этом нам рассказала Екатерина, консультант одной юридической компании, которая непосредственно занимается ликвидацией фирм: «Как правило, к нам обращаются клиенты, которые не хотят платить своим поставщикам или в бюджет. Мы можем предложить им альтернативные варианты ликвидации. Самый простой и быстрый способ – это смена учредителя и руководителя. Мы предлагаем своего человека, с которым заключается договор купли-продажи (простой) доли в уставном капитале. Фактически он становится единственным учредителем и руководителем.
Таким образом, мы снимаем ответственность с клиента и переносим ее на нашего человека. На него же оформляются образцы подписей в банке. После этого мы передаем клиенту все бумаги. Однако он уже не сможет работать со своими счетами и совершать какие-либо действия. Поэтому ему нужно заранее побеспокоиться о том, чтобы у него на счете не было денег. Также он должен вывести из оборота все свое имущество. Данная процедура длится примерно одну-две недели и стоит около 1000 долларов. Дальше проблемы с кредиторами клиента становятся нашими проблемами. Как правило, такой способ “условной” ликвидации используют небольшие фирмы.
Клиентам “покрупнее” мы можем предложить другой вариант – это реорганизация. Компания клиента исключается из реестра как самостоятельная фирма и присоединяется к другому предприятию. Как правило, это фирмы Тверской и Ярославской областей. Участники присоединяющейся компании и руководитель теряют право собственности. Фактически все долги и обязательства компания передает “нашей” фирме. Соответственно клиенту также нужно позаботиться о том, чтобы вывести свое имущество из обращения. Данная процедура занимает гораздо больше времени – примерно три-четыре месяца – и стоит она около 3500 долларов».
Добровольно-принудительно
Напомним, что ликвидация может быть не только добровольной. О принудительной ликвидации нам рассказали Вадим Зубков, ведущий юрисконсульт, и Ольга Рычагова, юрист департамента налогов и права ЗАО «Современные бизнес-технологии». Процедура принудительной ликвидации может быть инициирована различными государственными органами по многим основаниям. Заявителями могут быть прокуроры, налоговые инспекторы, лицензионные органы и прочие структуры. Можно назвать несколько причин, по которым деятельность фирмы могут прекратить. Это:
Еще один момент. Если фирма не прошла перерегистрацию и не заявила о себе до 1 января 2003 года, она не будет считаться ликвидированной. Вместе с тем налоговики вправе обратиться в суд с требованием о прекращении ее деятельности. Однако пока четкий механизм ликвидации в этом случае не выработан.
Инициировать процедуру принудительной ликвидации может: |
· Министерство по антимонопольной политике
· Министерство по налогам и сборам · Министерство финансов · Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг |
Сейчас в МНС России рассматриваются некоторые возможные варианты.
Первый – ввести процедуру приостановления деятельности. То есть регистрирующие органы временно ограничат предприятие в праве осуществления предпринимательской деятельности. Сделки, которые фирма совершит в этот период, будут признаны недействительными. Если в дальнейшем она не заявит о себе, то ее исключат из реестра.
Также для ускорения процесса предполагается, например, оставить право ликвидировать фирму в компетенции судей, но значительно упростить процедуру. То есть налоговики будут обращаться в суд с иском о ликвидации, а он в свою очередь будет принимать решение, но без долговой процедуры банкротства.
Остается отметить, что на сегодняшний день процесс ликвидации проходит достаточно долго и болезненно.
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (8)
Vrruacs
05.12.2017ОтветитьРабота в интернете
Zyazwaz
20.11.2017ОтветитьРабота в интернете
Denis
24.10.2017Ответитьработа в интернете
Полина
16.10.2017ОтветитьРабота в интернете
Денис
12.10.2017ОтветитьРабота в интернете
Marinamari
16.09.2017ОтветитьИщем сотрудников на удаленную работу, 10 человек. Работа разная, от поиска информации, до общения с клиентами через сайт. Занятость 3-5 часов в сутки. Необходимо хорошее знакние ПК и интернет. Важна комуникательность и ответственность. Зарплата 35-45т.р. Вопросы и резюме отправляйте на почту: [email protected]
qlizapi
11.09.2017Ответитьработа в интернете
Pqbsnwj
10.09.2017ОтветитьРабота в интернете
Оставить комментарий