Упрощенные расходы

Упрощенные расходы

22.08.2003   |   0Оставить комментарий
Фирмы, которые перешли на «упрощенку», должны учитывать свои расходы. Однако сделать это совсем непросто. Приходится искать лазейки в законе и спорить с налоговиками.

Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала www.mosbuh.ru

Фирмы, которые перешли на «упрощенку», должны учитывать свои расходы. Однако сделать это совсем непросто. Приходится искать лазейки в законе и спорить с налоговиками.

Встречают по обложке...

Напомним, что существуют две формы упрощенной системы. В первом случае объектом налогообложения являются доходы, и фирма платит 6-процентный налог. Во втором – доходы, уменьшенные на величину расходов. В этом случае придется отдать государству 15 процентов. На первый взгляд второй вариант, позволяющий учитывать расходы, кажется более привлекательным. Однако на практике даже сами налоговики говорят о том, что списать расходы при УСН будет довольно сложно.

Основная проблема – это закрытый перечень расходов. Для налогообложения учитываются только те затраты, которые перечислены в статье 34616 Налогового кодекса. Однако заключить всю деятельность предприятия в 21-ю затратную статью – не простая задача.

К тому же при упрощенной системе можно применять только кассовый метод. Это значит, что перед тем, как отнести что-либо на расходы, необходимо полностью рассчитаться с поставщиком или продавцом.

А бывает ли просто?

Конечно, можно вообще отказаться от учета издержек, то есть платить 6 процентов с доходов. Депутаты сохранили право применять такую форму УСН. Однако, во-первых, это устраивает не каждую компанию. Часто бывает так, что выручка большая, а прибыли нет совсем. При этом заплатить налог все равно нужно.

Во-вторых, когда объектом налогообложения являются доходы, совсем не вести первичную расходную документацию фирма не может, и этому есть несколько объяснений.

Формально при упрощенной системе фирмы освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет, а значит, и от необходимости оформлять первичную документацию. Однако практика показывает, что во многих случаях обойтись без «первички» просто невозможно. Например, хотя бы для статистики бухгалтер должен определять финансовый результат компании. Также нужно вести внутреннюю документацию (например, для расчетов с подотчетными лицами).

Порядок списания основных средств при УСН
Группа основных средств
Порядок списания
Группа 1: ОС со сроком полезного использования до 3 лет
100% в течение одного года применения УСН
Группа 2: ОС со сроком полезного использования от 3 до 15 лет
1 год применения УСН – 50%

2 года применения УСН – 30%

3 года применения УСН – 20%

Группа 3: ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет
В течение 10 лет применения УСН равными долями от остаточной стоимости


Помимо этого учет основных средств и налоговый учет необходимо вести так же, как при обычной системе, – на случай, если компания утратит право на «упрощенку». Ведь возврат к общей системе происходит с начала квартала, в котором один из показателей превысил установленный предел для УСН. Так, например, если доход фирмы в августе превысит 15 миллионов рублей, то вернуться к обычной системе придется с 1 июля. Следовательно, за июль нужно будет восстановить весь бухгалтерский учет.

Однако отметим, что оштрафовать «упрощенца» за отсутствие первичных документов нельзя. Ведь в Налоговом кодексе нет определения «первички», данная категория относится только к бухгалтерскому учету, а при УСН бухучет вести необязательно.

Итак, полностью избавиться от учета расходов не удастся никому.

Всякое бывает, но не с каждым активом

Однако вернемся к фирмам, которые не только хранят и учитывают первичные документы «на всякий случай», но и уменьшают на сумму расходов налоговую базу.

Чаще всего проблемы возникают при списании основных средств и нематериальных активов.

При упрощенной системе расходы по приобретению имущества отражаются единовременно в момент ввода основного средства или нематериального актива в эксплуатацию. Нередко бывает, что фирма оплачивает покупку поэтапно. При таком варианте уменьшить налоговую базу можно только после полной оплаты, то есть окончательного расчета с продавцом.

Остаточная стоимость нематериального актива, который фирма приобрела до перехода на упрощенную систему, не включается в расходы. В свою очередь, для списания основных средств, купленных до того, как фирма стала применять УСН, установлены специальные правила*.

Так, основные средства необходимо разбить на группы (в зависимости от срока полезного использования) и списывать в порядке, который установлен в Налоговом кодексе. Однако срок полезного использования имущества определяется только по классификации. Если компания списывала основные средства в течение большего срока, то есть по технической документации, то по такому имуществу амортизация не начисляется.

Уменьшать налоговую базу необходимо в каждом квартале на одну четверть от годовой суммы амортизационных отчислений. Списывать основные средства нужно исходя из остаточной стоимости этого имущества в момент перехода на УСН.

В попытке объять необъятное. Наибольший интерес бухгалтеров вызывают материальные расходы, которые могут списать фирмы, применяющие «упрощенку».

С одной стороны, уменьшить налоговую базу можно только на те затраты, которые перечислены в статье 34616 Налогового кодекса. С другой стороны, понятие «материальные расходы» является очень широким.

По этой статье затрат можно уменьшить налогооблагаемую базу на издержки, которые отвечают основным требованиям: экономическая оправданность, наличие повреждающих документов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Однако материальные затраты при УСН связаны с соответствующей статьей главы 25 «Налог на прибыль организаций» кодекса. Например, расходы по подпункту 5 пункта 1 статьи 34616 кодекса принимаются в порядке, предусмотренном в статье 254.

Но существует мнение, что строгой «привязки» этого вида расходов к статье 254 нет. Это означает, что, когда фирма определяет материальные затраты, можно руководствоваться не только этой статьей, но и статьями 255, 263 и 264 Налогового кодекса.

Тем самым появляется возможность уменьшить налогооблагаемую базу практически на любые издержки. Конечно, законодатель имел в виду совершенно иное. Однако при такой формулировке статьи дело обстоит именно так. Поэтому, пока не «залатана» дыра в Налоговом кодексе, этим можно воспользоваться.

«Московский бухгалтер» Источник материала
9260 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.