Материал предоставлен журналом
"Московский бухгалтер" (№9, 2003)
Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала www.mosbuh.ru
Прошло около двух месяцев с того момента, как во всех налоговых инспекциях города должны были начать работу новые структурные единицы — отделы по работе с налогоплательщиками.
Более года назад в МНС озаботились созданием типовой структуры, единой для всех территориальных подразделений налоговых органов нашей страны (подробнее об этом мы писали в январском номере нашего журнала). Довольно долгое время в московском Управлении Министерства по налогам и сборам готовились к тому, чтобы донести эту информацию до ИМНС. Однако настоящая реорганизация в инспекциях началась совсем недавно.
По указанию столичного УМНС во всех ИМНС Москвы к 1 июля должны были быть созданы совершенно новые отделы — по работе с налогоплательщиками. По замыслу сверху именно сотрудникам этого отдела предстояло стать главным связующим звеном между бухгалтером и налоговой инспекцией. Они должны были заниматься сверкой платежей, консультировать налогоплательщиков по вопросам правильного толкования законодательства, заполнения и подачи деклараций или других документов и даже выполнять некоторые "диспетчерские" функции — объяснять представителям налогоплательщиков, в каком кабинете сидит их инспектор, как работает тот или иной отдел и пр. Кроме того, в каждой инспекции собирались выделить специальный справочный телефон, по которому специалисты свежеиспеченного отдела смогли бы от души пообщаться с бухгалтерами и предпринимателями.
Обратная сторона медали
Как нам сообщили в столичном УМНС, отчеты о результатах проделанной за июль работы поступили от всех ИМНС. Причем поручение сверху везде было выполнено в срок: отделы по работе с налогоплательщиками заработали прямо-таки с 1 июля. Тогда же появились и обязательные справочные телефоны. Правда, в ИМНС № 37, 13 и 26 консультационные службы начали работать в порядке эксперимента на несколько месяцев раньше.
Руководство инспекций скрупулезно собирало в течение месяца информацию о количестве и характере звонков, поступивших по справочным номерам. "За месяц, с 1 по 31 июля, к нам поступило 56 звонков. В основном люди хотели узнать о том, в какой кабинет им нужно идти, о времени работы отделов, сроках уплаты в бюджет налогов, а также просили рассказать, как им получить справку об отсутствии задолженности и пр. Все звонки мы фиксируем в специальной тетради. На мой взгляд, самая большая сложность в том, что нам постоянно звонят по вопросам, не имеющим никакого отношения к работе налоговой инспекции", — рассказывает Татьяна Макогонова, заместитель руководителя отдела по работе с налогоплательщиками ИМНС № 7.
Однако, по признанию сотрудников управления, в новый отдел некоторых ИМНС, судя по их отчетам, так и не позвонил ни один человек.
Как связаться с инспектором-консультантом? |
Режим работы консультационных отделов ничем не отличается от общего режима работы инспекции. Посетителей ждут только по приемным дням — вторникам и четвергам. Ответы на вопросы по телефону — ежедневно. Впрочем, бухгалтерам стоит учесть, что консультация по телефону не может приравниваться к ответу на официальный запрос инспекции. Так что при возникновении спорных моментов лучше писать налоговикам письма*. Как именно — лучше всего узнать по приведенным ниже телефонам.
ИМНС № 1 — 265-52-80 |
Возможно, потому, что кое-где консультационные отделы существуют пока лишь на бумаге. Так, например, в ИМНС № 8 рядовые сотрудники инспекции, как и бухгалтеры, ничего не знают о существовании отдела со столь странным названием. В ИМНС № 18 бухгалтеры по-прежнему ходят со всеми вопросами к своему инспектору, потому что ни отдела, ни телефона для связи с ним не существует. Руководство ИМНС № 14 обещает наладить полноценную работу не раньше сентября. Сейчас же у отдела есть только руководитель, занимающийся "подготовительными работами". Похожая ситуация и в ИМНС № 4. А в ИМНС № 20 не скрывают, что их консультационный отдел еще не может нормально функционировать. "Понимаете, людей-то мы набрали, но пока они все же не в состоянии ответить на все насущные вопросы налогоплательщиков. Квалификации не хватает", — пояснили нашему корреспонденту.
Проблемы
Во многих инспекциях жалуются на то, что в недавно созданные отделы по работе с налогоплательщиками очень сложно набрать людей, да и найти свободные помещения, куда можно было бы их посадить, нелегко. Из-за этого налоговые инспекторы, переведенные в "консультационную службу", зачастую не в состоянии выполнять все свои обязанности в полном объеме. "Пока нас всего трое. Я, руководитель и еще одна девушка. Правда, сейчас она в отпуске. Конечно же, мало чего успеваем, ведь на нас и выверка, и ответы на вопросы: как по телефону, так и лично. Очень бы хотелось, чтобы в отделе появились новые сотрудники. Но при нынешней текучке кадров это практически невозможно", — объяснила нам Марина П., сотрудница одной из ИМНС СВАО города.
В ИМНС № 4 под новый отдел выделили два окна, но работает в них пока только один сотрудник — Любовь Ахлупкина. Она может дать необходимую информацию о работе инспекции и ответить на несложные вопросы, касающиеся уплаты налогов. В ИМНС № 29 из-за нехватки людей тоже ограничиваются тем, что отвечают на вопросы, касающиеся режима работы инспекции, заполнения деклараций и сдачи отчетности.
А нужен ли отдел?
Нехватка сотрудников и помещений — не единственная проблема, с которой столкнулись в столичных инспекциях в процессе "внедрения" отделов по работе с налогоплательщиками. "Сейчас мне сложно сказать, будет от этой новой структурной единицы какой-нибудь толк или нет, — поделилась с нами заместитель руководителя одной из ИМНС ЦАО Москвы. - Понимаете, большинство его функций раньше вполне успешно выполнялись сотрудниками других отделов. Вполне возможно, что через какое-то время окажется, что новый отдел не оправдывает себя".
Впрочем, у сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками этой же инспекции несколько иное мнение. "Конечно, сейчас мы только переживаем процесс становления. И пока не совсем понимаем, что входит в наши обязанности, — рассказывает Светлана Т., сотрудница консультационного отдела. - Вот, к примеру, не знаем, должны ли мы отвечать на письма налогоплательщиков или этим по-прежнему будут заниматься наши юристы и специалисты других отделов? Пока не отвечаем, а переадресовываем их коллегам из других отделов. Правда, мне все равно кажется, что наш отдел инспекции нужен. Например, мы разгружаем камеральщиков и сотрудников отдела ввода данных. Допустим, если бухгалтеру нужна справка об отсутствии задолженности, ему не надо идти к инспектору из отдела камеральных проверок и отвлекать его от работы. Представитель налогоплательщика приходит к нам, а мы уже сами идем в камеральный отдел выяснять, есть у этого предприятия долги перед бюджетом или нет. Да и наши ответы на телефонные звонки — для коллег тоже большое подспорье: бухгалтеры не жалуются, что инспекторы трубки бросают. Хотя довольно сложно заниматься текущей работой и одновременно отвечать на телефонные звонки. Помогает только то, что у нас довольно большой отдел — 10 человек".
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий