Поменять чеки ККМ на бланки (билеты, путевки, квитанции и т.п.) могут только те фирмы, которые оказывают услуги населению. При этом не имеет значения, предприниматель перед вами или простой покупатель — это правило действует при расчетах со всеми гражданами (п. 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. № 16). Обратите внимание: при наличных расчетах с фирмами без кассового аппарата обойтись не удастся.
Преимущества бланков строгой отчетности (БСО) перед ККМ очевидны:
Кроме того, в некоторых случаях пользоваться льготой по НДС можно только при условии выдачи покупателям таких бланков (ст. 149 НК РФ).
Однако если фирма решает использовать бланки строгой отчетности, то перед ней встают новые проблемы.
Жизнь после смерти
Раньше формы бланков строгой отчетности для разных видов услуг утверждал Минфин. Теперь определить, как должны утверждаться бланки, обязано Правительство. Но, по-видимому, закон о ККТ застал врасплох не только бухгалтеров, но и это ведомство — никакого постановления по этому поводу Правительство до сих пор не приняло.
Эту проблему понимают в Министерстве финансов. И разрешают пока использовать старые бланки (письмо Минфина от 14 июля 2003 г. № 16-00-12/24). До тех пор, пока чиновники Правительства ничего не предложат взамен — штрафовать за использование бланков, принятых Минфином, нельзя. Об этом сказано в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. № 16.
Кто в лес, кто по дрова
Каждая форма бланка, которую утвердил Минфин, соответствует определенной услуге (см. таблицу). Однако не все виды услуг оказались охвачены. Как поступить фирме, если она занимается деятельностью, для которой бланк строгой отчетности не разработан?
Минфин в письме от 12 марта 1998 г. № 16-00-27-11 и в ответах на частные запросы советует использовать в таких случаях квитанцию, изначально разработанную для лесных хозяйств (письмо Минфина РФ от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35). Она универсальна и подходит для любой деятельности.
Но в МНС думают иначе. Например, в письме от 16 мая 2003 г. № 29-08/26377 инспекторы московского УМНС сообщают, что при оказании юридических услуг необходимо использовать кассовый аппарат, так как формы БСО для этого случая не предусмотрено. Доказывать, что инспекторы не правы, приходится в суде.
Пример 1
Предприниматель зарегистрировался, чтобы оказывать населению риэлторские, юридические и посреднические услуги. При расчетах с клиентами он предполагал использовать бланки строгой отчетности. Об этом он сообщил в свою налоговую инспекцию. Результат оказался неожиданным: инспекторы направили предпринимателю письмо с требованием использовать при расчетах ККМ. Чтобы отменить это требование предприниматель подал иск в суд. Аргументы инспекторов судей не убедили. Хотя форма бланка строгой отчетности для юридических услуг и не установлена, однако Минфин разрешил использовать в этом случае квитанцию, ранее утвержденную для Федеральной службы лесного хозяйства. Кроме того, специфика деятельности предпринимателя не позволяет ему использовать ККМ — услуги оказываются по месту нахождения клиентов. Своим решением Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал требования налоговой инспекции незаконными (постановление от 12 марта 2002 г. № А05-9730/01-488/10).
Некоторые бланки строгой отчетности Минфин утвердил специально для определенных ведомств (например, Минтранса или Минздрава). Однако их могут использовать все, кто оказывает аналогичные услуги. Это следует из письма Минфина от 23 августа 2001 г. № 16-00-24/70. Если налоговые инспекторы с этим не соглашаются, то и в этом случае в суде их ждет разочарование (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2001 г. № КА-А41/3026-01).
Других требований к БСО, кроме того, что его форма должна быть специально утверждена, закон о контрольно-кассовой технике не содержит. Но, как водится, чиновники Минфина и МНС проявляют инициативу.
Чем строже — тем лучше
Видимо, так рассуждали в Министерстве финансов, когда писали письмо от 5 августа 2003 г. № 16-00-12/29. По мнению Минфина, бланки строгой отчетности должны нумероваться типографским способом и содержать реквизиты выпустившей их типографии. В МНС разделяют эту точку зрения.
Однако закон не говорит, как должны быть изготовлены бланки, и каким образом нужно наносить на них те или иные реквизиты. Поэтому, например, судьи Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа решили, что изготовление путевок на компьютерном оборудовании и их последующая нумерация ручным нумератором не запрещены (постановление от 19 октября 1999 года № А05-1827/99-116/4). Бланки, которые заполнены вручную, также нужно считать действительными (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 1999 г. № Ф04/784-190/А27-99; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2002 г. № А56-19939/02).
Иногда изготовить бланки удобнее самостоятельно — например, если тираж небольшой или бланки вам понадобились срочно. Тем не менее, если вы не готовы спорить с инспекторами — лучше заказать изготовление и нумерацию бланков в типографии. Поскольку производство БСО не лицензируется, изготовить бланки может любая типография, у которой есть необходимое для этого оборудование. Вполне возможно, что типографское изготовление обойдется вам дешевле, чем самостоятельное, особенно если тираж значительный. Стоимость бланков различается в зависимости от качества печати и бумаги, но приблизительно цена тиража в 500 экземпляров составит 400 рублей, 1000 экземпляров — 700 рублей. Чем больше бланков вы закажете, тем дешевле вам обойдется каждый из них. Нумерация бланков — это отдельная процедура, которая делает каждый бланк дороже примерно на 12 копеек. Еще дороже нанесение на БСО защиты от подделок. Кроме того, для изготовления защищенных от подделок бланков нужно обращаться к тому предприятию, у которого есть лицензия на производство подобной продукции.
Перегибы на местах
Территориальные инспекции идут в своих требованиях еще дальше. Например, инспекторы Красноярска оштрафовали предпринимателя за то, что он не зарегистрировал билеты в налоговой инспекции. Только в суде ему удалось доказать, что законом эта обязанность не предусмотрена.
Но даже зарегистрировав бланки у инспекторов, фирма не оградит себя от возможных проблем в будущем. К примеру, налоговая инспекция Ульяновской области сначала одобрила бланки, а позже попыталась оштрафовать за то, что они не соответствуют установленной форме. Однако суд счел, что бланки были оформлены правильно, и отменил требование об уплате штрафа (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2001 г. № А 72-2420/01-з145).
Порядок и учет
Минфин неоднократно обещал выпустить инструкцию по учету бланков строгой отчетности. Но своих обещаний чиновники так и не выполнили. Теперь очередь за Правительством: по закону "О контрольно-кассовой технике", оно обязано определить, как следует учитывать, хранить и уничтожать БСО.
До тех пор, пока этого не произошло, фирма может сама решать, как ей обеспечивать их сохранность. Для этого руководитель фирмы может утвердить порядок хранения и перемещения этих документов и формы для учета их движения. Как образец можно использовать, например, методические указания, которые для своих учреждений разработало Министерство культуры (письмо Минкультуры РФ от 13 апреля 2000 г. № 01-67/16-21).
На балансе бланки учитываются как обычные материалы на счете 10. Помимо этого, нужно вести их учет на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности", где они отражаются в условной оценке. Например, можно установить, что один бланк эквивалентен одному рублю. Тогда сальдо по счету 006 будет показывать количество бланков на складе у фирмы. На этом счете нужно организовать раздельный учет по видам бланков строгой отчетности и по местам их хранения.
Пример 2
ООО "Высокие технологии" ремонтирует пылесосы. Фирма оплатила типографии изготовление 1000 экземпляров бланков БО-1. Стоимость одного бланка — 3 рубля (в том числе НДС — 50 коп.). Общая сумма заказа равна 3000 рублей (в т.ч. НДС 500 руб.). На забалансовом счете бланки оценены в 1 рубль. Бухгалтер отразил это следующими проводками:
Дебет 60 Кредит 513000 руб. типографии перечислены деньги за изготовление бланков;
Дебет 10 Кредит 602500 рублей получены бланки из типографии;
Дебет 19 Кредит 60500 рублей учтен НДС;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"
Кредит 19500 рублей принят к вычету НДС по оплаченным и оприходованным бланкам;
Дебет 006 субсчет "Бланки БО-1 на складе"1000 рублей полученные бланки учтены за балансом.
В октябре 200 бланков было выдано мастеру, ответственному за прием заказов. В конце каждой смены мастер составлял отчеты об оформленных заказах. Из этих отчетов видно, что за октябрь он выписал и выдал клиентам 150 бланков БО-1. В октябре бухгалтер должен сделать следующие проводки:
Дебет 006 субсчет "Бланки БО-1 у мастера"
Кредит 006 субсчет "Бланки БО-1 на складе"200 рублей отражена передача бланков со склада мастеру;
Дебет 20 Кредит 10375 рублей (150 ? 2 руб. 50 коп.) списаны использованные бланки;
Кредит 006 субсчет "Бланки БО-1 у мастера"150 рублей — списаны израсходованные бланки с забалансового счета.
В налоговом учете бухгалтер включил в расходы 375 рублей по использованным бланкам строгой отчетности.
Выдав бланк строгой отчетности, фирма выписывать счет-фактуру на услуги не обязана (п. 7 ст. 168 НК РФ). Если же вы рассчитываетесь с предпринимателем, и ему требуется счет-фактура для вычета по НДС, то вы можете выдать ему и бланк, и счет-фактуру — закон этого не запрещает. Выданные БСО нужно регистрировать в книге продаж.
Ответственность за невыдачу бланка строгой отчетности такая же как за неиспользование кассового аппарата. Если фирма не выдаст покупателю БСО, то налоговая инспекция может оштрафовать ее на сумму от 30 до 40 тысяч рублей.
Таблица. Бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином:
Вид услуг, для которого предназначен бланк | Документ Минфина, который вводит этот бланк в действие |
Бытовые услуги, в т.ч.: услуги прачечных; ремонт слуховых аппаратов; прочие бытовые услуги. | Письмо от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-15 Письмо от 24 февраля 1994 г. № 16-40 Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33 |
Ветеринарные услуги с выездом к заказчику | Письмо от 26 мая 1995 г. № 16-00-30-46 |
Ритуальные услуги и работы на кладбищах | Письмо от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-15 |
Услуги гостиниц | Приказ от 13 декабря 1993 г. № 121 |
Услуги общественного питания | Письмо от 20 декабря 1993 г. № 16-31 |
Услуги охотничьих и рыболовных хозяйств | Письма от 14 апреля 1995 г. № 16-00-30-30 и от 26 апреля 1996 г. № 16-00-30-46 |
Услуги предприятий Минсвязи* | Приказ от 29 декабря 2000 № 124н, письма от 29 ноября 1993 г. № 16-16-84 и от 22 февраля 1994 г. № 16-36 |
Услуги организаций и учреждений Госкомстата* | Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 (применяется на основании письма от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-41) |
Услуги организаций и учреждений Госсанэпиднадзора * | Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 (применяется на основании письма от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-38) |
Услуги организаций и учреждений Минздрава* | Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 (применяется на основании письма от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-39) |
Услуги организаций и учреждений Минкультуры* | Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 (применяется на основании письма от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-37) |
Услуги Сбербанка | Приказ от 28 июня 2000 № 59н |
Услуги передвижных туалетов | Письмо от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-31 |
Услуги по парковке автомобилей | Письмо от 24 февраля 1994 г. № 16-38 |
Жилищно-коммунальные услуги | Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 (применяется на основании письма от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-45) |
Услуги по страхованию с выездом к заказчику | Письма от 23 февраля 1994 г. № 16-37 и от 16 июня 1994 г. № 16-30-63 |
Услуги предприятий Минобразования* | Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 (применяется на основании письма от 11 апреля 2000 г. № 16-00-24-34) |
Услуги предприятий Рослесхоза* | Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 |
Услуги судебно-экспертных учреждений Минюста* | Письмо от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 (применяется на основании письма от 11 мая 1995 г. № 16-00-30-38) |
Услуги театрально-концертных, культурно-просветительских организаций, посещение музеев, выставок и спортивно-масовых мероприятий | Приказ от 25 февраля 2000 г. № 20н |
Услуги общественных организаций | Письмо от 9 декабря 1993 г. № 16-20-06 |
Услуги железнодорожных перевозок | Письма от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-33 и от 8 июля 1998 г. № 16-00-27-34 |
Услуги воздушного транспорта | Письмо от 29 мая 1998 г. № 16-00-27-23 |
Услуги автотранспорта | Письма от 16 июня 1994 г. № 16-30-64 и от 23 октября 1996 г. № 16-00-30-58, от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-15 |
Прием цветных металлов у населения | Письмо от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-14 |
Отпуск топлива, товаров, услуг сбытовыми предприятиями Минтопэнерго | Письмо от 21 марта 1994 г. № 16-49 |
Услуги в части экскурсионной, театрально-концертной деятельности | Приказ от 25 февраля 2000 г. № 20н |
Туристические, санаторно-курортные и оздоровительные услуги | Письма от 16 июня 1994 г. № 16-30-65, от 14 февраля 1995 г. № 16-00-30-13, от 10 апреля 1996 г. № 16-00-30-19, от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-13, приказ от 10 декабря 1999 г. № 90н |
Услуги национальных парков, входящих в систему Рослесхоза | Письма от 14 сентября 1995 г. № 16-00-30-67 и от 22 ноября 1996 г. № 16-00-30-63 |
Услуги бюджетных организаций | Приказ от 30 декабря 1999 г. № 107н |
* Бланк по форме, утвержденной для этого ведомства, могут использовать все фирмы, которые оказывают аналогичные услуги.
В. Калгин, эксперт «ПБ»
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий