Не так давно одна налоговая инспекция оштрафовала фирму за неуплату налога и за несданную налоговую декларацию. Фирма платить штрафы не стала. Инспекция обратилась в суд с требованием о принудительном взыскании и выиграла дело.
Фирма подала жалобу. Она решила воспользоваться формальностями – «буквой закона». Это почти всегда приносит желаемый результат. Вот и здесь апелляционная инстанция первоначальное решение суда отменила и дело вообще прекратила. Обосновано это было тем, что в нарушение статьи 69 Налогового кодекса инспекция не вручила представителю фирмы требование об уплате штрафных санкций. Вместо этого налоговики вручили его просто какому-то сотруднику.
Налоговая инспекция тоже не осталась в долгу и подала кассационную жалобу, где усомнилась в правильности выводов апелляционного суда. Мотив ее жалобы следующий: статья 69 Налогового кодекса не обязывает направлять требования об уплате штрафов представителю фирмы. Однако здесь налоговая инспекция «прокололась». Такое требование есть. Правда, в другой норме – в пункте 5 статьи 101 кодекса. Так что сути дела это не поменяло (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2003 г. № А78-60/03-С2-21/8-Ф02-2085/03-С1).
Суд правильно установил, что налоговая инспекция не соблюла обязательный порядок досудебного урегулирования. Он предусмотрен статьей 104 Налогового кодекса: налоговая может предъявить иск в суд только после того, как вынесет решение о наложении штрафа и известит об этом виновника.
А если не соблюден досудебный порядок, арбитраж дело не рассматривает и заявление возвращает истцу (п. 2 ст. 148 АПК).
Представитель нужен везде
Налоговая проиграла это дело из-за незнания элементарных юридических понятий. Но, к сожалению, этих правил зачастую не знают и на предприятиях.
Речь идет о представительстве. Фирма почти всю деятельность осуществляет через своих представителей. На это есть ссылки во многих нормативных актах. Например, только официальный представитель фирмы может участвовать в судебных заседаниях, подписывать и подавать исковые заявления, подписывать акты выездных проверок налоговиков, их решения, требования об уплате налогов и проч.
Тем не менее в бланке требования об уплате налогов предусмотрено, что расписку в его получении может дать и главный бухгалтер. Видимо, составители требования сочли, что все главбухи – уполномоченные представители фирмы. Отсюда и распространенная ошибка налоговиков, которые считают, что бухгалтер вправе представлять интересы фирмы.
Как правило, это не так. Мало есть бухгалтеров, на которых оформлены доверенности на представление интересов фирмы. Между тем именно такие требования содержит пункт 3 статьи 26 Налогового кодекса.
Из этого следует, что бухгалтер не имеет права давать от лица фирмы никаких официальных объяснений и тем более подписывать акты, решения или требования налоговой. Под этим предлогом вы очень легко выиграете дело в суде. Любой суд решит, что ваша фирма просто никаких бумаг не получала.
А вот генеральному директору фирмы доверенность не понадобится. Он – законный представитель фирмы. Таким представителем, согласно статье 53 Гражданского кодекса, будет любой руководитель, указанный в уставе.
Он же имеет право подписывать доверенности на других представителей фирмы – уполномоченных. Например, генеральный директор (законный представитель по уставу) выдает доверенность учредителю для того, чтобы тот мог вести переговоры.
Порой этого простого правила не знают (или делают вид, что не знают) даже нотариусы. «Однажды наш учредитель решил поехать на Украину на служебном “Пежо”, так мы битый час пытались узнать у нотариуса, как правильно оформить доверенность, чтобы у него не возникло проблем, – рассказывает Ирина Остапова, бухгалтер столичной торговой фирмы. – Остановились на том, что нужна нотариально заверенная копия устава. Теперь я понимаю, что время и деньги мы потратили зря. Ведь учредитель не был нашим гендиректором, и вполне подошла бы обыкновенная доверенность».
Учредителя за глаза чаще называют просто хозяин. Подсознательно даже гендиректор уверен, что его собственная подпись на договоре ничто по сравнению с хозяйским росчерком.
Это совершенно не так. Даже учредитель фирмы, не говоря уже о простых сотрудниках, не упомянутых в уставе, не может подписывать бумаги от лица фирмы. Последствия таких нарушений можно исправить лишь в том случае, если речь идет о заключении договора. Если фирма впоследствии одобрит сделку, например издаст такой приказ или начнет исполнять ее условия, то она уже будет считаться заключенной самой фирмой.
Впрочем, в некоторых случаях ситуация может сложиться и не в пользу фирмы. Сегодня очень распространены генеральные доверенности на финансовых директоров фирмы. Изначально предполагается, что доверенность решит проблемы при подписании кредитных договоров.
Однако фактически финдиректор получает неограниченные полномочия. Он может фирму хоть продать, хоть вообще ликвидировать. Поэтому в доверенностях лучше четко указывать, какие именно полномочия предоставляются конкретному человеку.
Оформление полномочий
Все сводится к тому, чтобы правильно оформить полномочия представителя. Закон не определяет, как именно это должно делаться. Всем, наверное, знакома фраза «Фирма в лице генерального директора Пупкина, действующего на основании устава...». Однако на практике вопросы к этому самому директору по поводу его полномочий все же возникают. Например, в суде никто вам на слово не поверит, что вы и есть тот самый Пупкин.
А если вы это докажете, то может возникнуть вопрос: а являетесь ли вы на самом деле директором фирмы? Поэтому даже в самой маленькой фирме нелишне будет оформить своему директору служебное удостоверение. В нем указывается, на основании чего человек является директором: на основании приказа, решения учредителей и т. п.
Конечно, предъявлять такое удостоверение партнерам по бизнесу вряд ли придется. А вот в суде или при внезапном осмотре помещения милицией такое удостоверение поможет моментально подтвердить полномочия руководителя. Ведь доверенность на законного представителя не выписывается, а приказ о назначении на должность не всегда под рукой.
Полномочия большинства других сотрудников предприятия оформляются различными доверенностями. Зачастую независимо от того, что должен выполнить сотрудник, ему выписывают доверенность на получение товарно-материальных ценностей.
Однако она предназначена лишь для получения товаров по накладной. В остальных случаях доверенность оформляют в произвольной форме. Впрочем, такие структуры, как Пенсионный фонд или ФСС, требуют строго определенного текста как для получения справок, так и для получения страховых полисов.
Незнание этой маленькой тонкости заставит вас посетить фонд дважды. Согласитесь, что, если срочно нужна справка для открытия банковского счета, это обстоятельство очень существенно.
В принципе все доверенности для общения с сотрудниками различных фондов и инспекций стандартны. Нужно указать дату выдачи, срок действия, фамилию, имя и отчество человека, которому выданы реквизиты его паспорта (или удостоверения). Затем четко изложите, на какие именно действия ему предоставлены полномочия. Доверенность должна быть подписана руководителем фирмы и скреплена ее печатью.
Если все оформить именно так, то даже при несовпадении вашего текста с образцом на стенде учреждения, в которое вы обратились, проблем не возникнет. Разве что наткнетесь на совсем закостенелого бюрократа.
Сергей АЛЕКСАНДРОВ, журнал «Расчёт»
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Детские пособия с 1 февраля 2025 года: индексация, размеры выплат
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Как ИП на УСН в книге учета доходов и расходов отражать страховые взносы
Региональные налоговики о новых правилах для УСН с 2025 года
Для работы на ПСН с 2025 года нужно заявление
Может увеличиться число компаний, которые могут работать без ККТ
Какой бухгалтерский счет использовать для расчетов с работниками?
Комментарии (0)
Оставить комментарий