Налог на имущество организаций 2004 года

Налог на имущество организаций 2004 года

13.11.2003   |   Налоги  |   0Оставить комментарий
Предлагаем к рассмотрению анализ нормативных положений новой главы Налогового Кодекса в сравнении с Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», взамен которого вступает налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций 2013

Федеральным Законом РФ "О внесении изменении дополнения в раздел IX Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" предусматривается введение главы 30 "Налог на имущество организаций". Настоящий Федеральный Закон подписан в третьем чтении 08.10.2003 г., что позволяет рассматривать данный законопроект как наиболее вероятную редакцию закона, вступающего в силу с 1 января 2004г., что, впрочем, не исключает возможности изменений для окончательного варианта.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на основные изменения, касающиеся имущественного налогообложения организаций

Предлагаем к рассмотрению анализ нормативных положений новой главы Налогового Кодекса в сравнении с Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", взамен которого вступает налог на имущество организаций.

Как и ранее имущественный налог относится к ведению региональных органов власти. Оставаясь региональным налогом, налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. В свою очередь законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями предоставления дополнительных налоговых льгот, оценив необходимость в их использовании налогоплательщиками, что в свою очередь предопределило значительное сужение налоговых льгот, предусмотренных на федеральном уровне.

Так, статьей 381 новой главы НК РФ устанавливаются налоговые льготы для следующих организаций:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебной оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
6) организации — в отношении объектов жилищного фонда и Инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств местных бюджетов;
7) организации — в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;
8) организации — в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве;
испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения и других объектов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения;
9) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
10) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
11) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
12) организации — в отношении космических объектов;
13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и Юридических консультаций;
15) имущество государственных научных центров.

Обращаем внимание, что пункт 7 в отношении объектов социально-культурной сферы введен уже в третьем чтении, в первоначальном варианте законопроекта данный пункт отсутствовал.

К тому же не признаются объектом налогообложения в соответствие со ст. 374 новой главы НК РФ:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Приведем, для сравнения, действующие в настоящий момент на основании Закона Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 освобождения от налога имущество для предприятий:

а)бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации (их учреждений), Федеральной палаты адвокатов;
б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;
г) используемое исключительно для нужд образования и культуры;
д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
е) предприятий народных художественных промыслов;
ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;
и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;
к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу;
государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов;
л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;
м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения);
о) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;
р) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации;
с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований;

Кроме того, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:

а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;
б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;
в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;
д) спутников связи;
е) земли;
ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;
з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;
и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей;
к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.

Надо признать, что данный перечень значительно сокращен, остается надеяться, что те предприятия и организации, которые не вошли в число освобожденных от налогообложения, имеют достаточные основания для получения налоговых льгот на региональном уровне.

Наряду с порядком и сроками уплаты налога, региональные законодательные органы вправе устанавливать конкретные ставки налога в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, в пределах максимальной ставки налога, увеличенной до 2,2 % по сравнению с действующей 2 %.

Применение вводимых законодательных норм в области имущественного налогообложения относится ко всем организациям, на балансе которых находится имущество, подлежащее налогообложению, в том числе к иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющим в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Как и раньше, налог подлежит уплате в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено имущество организации.

Тем не менее, существенным изменением следует признать то, что в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций рассматриваются непосредственно основные средства.

Согласно ст. 374 новой главы НК РФ, подлежит налогообложению:

  • у российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, движимое и недвижимое имущество (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенные в совместную деятельность), учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета;
  • у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Таким образом, по сравнению с действующим законодательством, за счет исключения таких статей, как товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, капитальные вложения, а также неизменно вызывающие споры расходы будущих периодов, происходит значительное снижение налоговой нагрузки в системе имущественного налогообложения организаций.

Расчет налоговой базы в части определения среднегодовой стоимости имущества не изменен, и производится на основании остаточной стоимости имущества, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденном в учетной политике организации.

В том числе, остаточная стоимость определяется и для тех объектов, в отношении которых не предусмотрено начисление амортизации, с учетом износа, исчисляемого по установленным нормам амортизационных отчислений в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данное положение относится к объектам основных средств некоммерческих организаций, в отношении которых ПБУ 6/01 предусматривает начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений на отдельном забалансовом счете. В этой связи, хотелось бы обратить внимание, что для целей исчисления налоговой базы по налогу на имущество, износ определяется на конец отчетного периода, а по данным бухгалтерского учета на конец отчетного года.

Новым является исчисление налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по данным органов технической инвентаризации, установленного в отношении иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории Российской Федерации, но не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

Приведен к единому толкованию момент включения в налоговую базу объектов основных средств, подлежащих государственной регистрации. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.

Установлены особенности определения налоговой базы при передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление.

По итогам отчетных периодов, соответственно, квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, производится уплата авансовых платежей, а сумма налога, подлежит уплате в бюджет по истечении налогового периода (календарный год), если иное не будет установлено законами субъектов Российской Федерации.

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Источник материала
12061 просмотр Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.