В департаменте налоговой политики Министерства финансов работы всегда хватает. Письма с просьбами разъяснить те или иные непонятные моменты упрощенной системы поступают каждый день. Отвечает на них консультант отдела налогообложения прибыли (дохода) Мареева Валентина Константиновна.
Мы решили встретиться с ней и поинтересоваться, с какими проблемами фирмы обращаются чаще всего.
Неприкаянный налог
Единого мнения по поводу того, можно ли «упрощенцам» включать в расходы налог на доходы физических лиц, ни у Минфина, ни у Министерства по налогам и сборам долгое время не было. В закрытом перечне расходов, который приведен в статье 346.16 Налогового кодекса, этот налог отдельно не поименован. А поскольку фирма платит его не за себя, а за своих работников, некоторые налоговые инспекции заявляют, что уменьшать доходы при расчете единого налога на сумму НДФЛ нельзя.
Подмосковная налоговая служба даже выпустила специальные разъяснения по этому поводу. Там сказано: раз «упрощенцы» определяют свои расходы по кассовому методу, то они должны относить в расходы только выплаченную на руки заработную плату (письмо УМНС России по Московской области от 30 июля 2003 г. № 04-20/13210/Р781).
Московские налоговые работники считают по-другому. Правда, сам по себе налог на доходы физических лиц к расходам они не относят. Зато признают, что он входит в состав заработной платы. Просто потом она разбивается на две части: выданную работникам и уплаченную в бюджет. При расчете единого налога и то и другое можно включить в расходы на оплату труда (письмо УМНС России по г. Москве от 30 сентября 2003 г. № 21-08/54655).
Представители Минфина поддержали эту точку зрения.
– Заработную плату «упрощенцы» учитывают по тем же правилам, которые установлены для налога на прибыль. Так сказано в пункте 2 статьи 346.16 Налогового кодекса. А раз так, то в расходы на оплату труда нужно включать именно начисленные, а не выданные на руки суммы. К ним относится и налог на доходы физических лиц. Естественно, учесть НДФЛ в расходах можно только после того, как фирма перечислит его в бюджет, – пояснила Мареева В.К.
Еще одна лазейка?
Многих «упрощенцев» интересует еще один пробел в Налоговом кодексе. В главе, посвященной упрощенной системе, ничего не сказано о том, можно ли при расчете единого налога уменьшать доход на сумму самого единого налога. Если подходить формально, получается, что его можно включить в расходы как «уплаченный в соответствии с законодательством» (ст. 346.16 НК РФ). Но в Минфине думают иначе.
– Единый налог является распределяемым. Поэтому уменьшать доходы на его сумму нельзя. Это по аналогии с налогом на прибыль, – заявила моя собеседница.
Однако в главе об «упрощенке» не сказано о том, что единый налог нужно учитывать так же, как налог на прибыль. Поэтому смелые фирмы могут попробовать сэкономить на этом недочете в законодательстве. Правда, отстаивать свои права скорее всего придется в суде. Заметим, что арбитражной практики по этому вопросу еще нет. Поэтому предсказать решение суда нельзя.
Заплатить за государство
Фирмы, которые арендуют помещения у государственных или муниципальных учреждений, удерживают из стоимости аренды налог на добавленную стоимость и перечисляют его в бюджет.
Поскольку фирма платит налог не за себя, а за арендодателя, некоторые налоговые инспекции отказываются признавать его расходом при расчете единого налога. Но в департаменте налоговой политики Минфина опровергли эту позицию.
– В этом случае фирмы, работающие по упрощенной системе налогообложения, перечисляют в бюджет НДС как налоговые агенты. Делать это их обязывает пункт 5 статьи 346.11 Налогового кодекса. Соответственно налог можно учесть в расходах как «уплаченный в соответствии с законодательством», – сделала вывод Валентина Константиновна.
Авансы зачтутся
Некоторым фирмам по итогам года придется заплатить минимальный налог. Больше всего их интересует вопрос: а что будет с уплаченными в течение года ежеквартальными авансами?
Когда мы обратились с этим вопросом в МНС, нам ответили, что зачесть их в счет уплаты минимального налога будет нельзя. Представители отдела налогообложения юридических лиц Управления налогообложения малого бизнеса аргументировали это тем, что такой зачет можно сделать в рамках одного бюджета. А минимальный налог и единый налог по-разному распределяются между бюджетами и внебюджетными фондами.
Единственный выход, который предложили налоговые работники, – после уплаты минимального налога требовать возврата из бюджета всей суммы перечисленных в бюджет авансов. Однако у Минфина другое мнение.
– Минимальный налог не является дополнительным или отдельным налогом. Это всего лишь особый метод расчета того же единого налога. Поэтому, перечисляя в бюджет минимальный налог, фирма имеет полное право уменьшить его величину на сумму уплаченных в течение года авансов, – заявила Мареева В.К.
Кстати, уплатив минимальный налог, не забудьте об одной льготе. Разницу между ним и суммой налога, рассчитанной в общем порядке, вы можете включить в расходы в этом году. Делать так разрешает пункт 6 статьи 346.18 Налогового кодекса.
Кто в пролете?
Фирмам, у которых есть филиалы, а также предприятиям, на которых работают более 100 человек, запрещено переходить на «упрощенку». Но что делать, если вы перестали соответствовать этим требованиям, уже работая на «упрощенке»? Нужно ли возвращаться на общую систему налогообложения?
В Налоговом кодексе такая обязанность не предусмотрена. Условия, препятствующие переходу на «упрощенку», приведены в пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса. Условия, при которых фирма «слетает» с УСН, перечислены в пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса. Их два: если доход фирмы в течение года превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость ее основных средств окажется больше 100 000 рублей. Однако в Минфине думают, что это неправильно.
– Если организация перестает удовлетворять требованиям, необходимым для перехода на упрощенную систему, то она должна отказаться от ее применения. А то, что об этом прямо не сказано в статье 346.13 Налогового кодекса, – это действительно недочет. Скорее всего он будет исправлен в ближайших поправках, – заметила чиновница.
Назад в бухучет
В начале года фирмы обычно выплачивают дивиденды учредителям. Как это сделать тем, кто работает на упрощенной системе? Ведь никакого специального порядка не предусмотрено. В Минфине признали, что это еще один пробел в законодательстве.
– На данный момент фирмы, работающие на «упрощенке», должны рассчитывать чистую прибыль по правилам, установленным в бухгалтерском учете, – пояснила Валентина Константиновна.
Так что тем, кто воспользовался своим правом не вести бухучет, придется в очередной раз об этом пожалеть. Получается, что расставаться с привычной системой счетоводства пока не имеет смысла.
Г. Соколова, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий