Под благовидным предлогом легализации доходов населения (и соответственно увеличения суммы налоговых отчислений) МНС фактически готовит увеличение самих налогов. Похоже, этап, когда российские власти снижали налоги, чтобы стимулировать развитие бизнеса в стране, закончен. А о необходимости увеличить налоги на нефтяные компании говорит даже премьер Михаил Касьянов. Природная рента — самая модная тема всех политических партий. Население, судя по всем опросам, готово к "раскулачиванию" богатых, не понимая, что ему от экспроприированных государством средств все равно может ничего не достаться.
Итак, чтобы вывести зарплаты из "тени", фискалы предлагают отменить так называемую регрессивную шкалу единого социального налога — чтобы крупным компаниям, платящим своим работникам приличную зарплату, неповадно было экономить на налоговых отчислениях. Более того, действующие вполне законные схемы выплаты работникам премиальных тоже могут кануть в лету: налоговики намерены обложить единым социальным налогом не только фонд оплаты труда, но и ту часть доходов, которая раньше не попадала под налогообложение.
Формально в России самый низкий подоходный налог среди европейских государств. Этот факт Министерство по налогам и сборам эксплуатирует в рекламных роликах как главный довод для вывода зарплат из "тени". Но МНС все же несколько лукавит. Да, 13%, которые вычитаются из зарплаты в пользу государства, — действительно немного. Но, по неофициальным данным, до сих пор более половины российских наемных работников получают "черную" зарплату. Главная причина — нежелание работодателя платить единый социальный налог (ЕСН) по действующей, слишком высокой ставке. Сегодня она составляет 35.6% фонда оплаты труда. То есть больше трети годовой зарплаты сотрудника компания должна заплатить государству за оказываемые им социальные услуги — пенсии, бесплатную медицину и всевозможные пособия. 28% налога идет в Пенсионный фонд, 3.6% — в фонды медицинского страхования и 4% — в фонд социального страхования.
Фактически этот 35.6%-ный ЕСН является добавкой к якобы маленькому 13%-ному подоходному налогу.
В конце февраля правительство должно наконец решить, как реформировать ЕСН. Уже известно, что ставку налога будут снижать. В Минфине и Минэкономразвития как один из наиболее вероятных вариантов называют ставку 30%. Но это снижение на деле все равно окажется повышением, если база, с которой берется ЕСН, будет расширена.
"Компании не должны пользоваться регрессивкой"
Вчера Министерство по налогам и сборам рассказало о своем видении реформы ставки ЕСН. В МНС считают, что ее можно уменьшить примерно до 26%. Однако при этом нужно отказаться от так называемой регрессивной шкалы налога. Суть шкалы в том, что работодатель имеет право платить ЕСН по меньшей ставке, если зарплата его сотрудника превышает 100 тыс. рублей в год.
"Компании не должны пользоваться регрессией, если имеют возможность платить своим сотрудникам высокие зарплаты, — заявил замминистра по налогам и сборам Салават Аминев. — Применение регрессивной шкалы дает преимущество только 3% компаний. В основном это нефтегазовый сектор и кредитные организации".
Эксперты считают, что действия МНС легко объяснимы. "Введение регрессивной шкалы по ЕСН проводилось "под знаменем" вывода зарплат из конвертов в официальный оборот, — говорит ведущий юрисконсульт юридической компании "Налоговая помощь" Максим Гришенков. — Чуда не произошло. По данным статистики, зарплаты в 2003 году выросли, но при этом снизилась собираемость ЕСН".
Но сейчас отмена регрессии может сыграть с налоговиками злую шутку и "затенить" уже вышедшие из "тени" зарплаты. "Отмена регрессивной шкалы приведет к тому, что средний класс и люди с достатком меньше среднего не будут заинтересованы в увеличении "белой" части зарплаты, — говорит старший менеджер ENERGY CONSULTING Константин Павлович. — Компании будут "очернять" зарплаты, возможно даже повторится ситуация, которая существовала до 2001 года, до снижения ставки подоходного налога и введения ЕСН".
Из тени в тень перелетая
Помимо регрессивной шкалы существует и другая, вполне законная схема минимизации налога. Суть ее такова: работодатель платит сотрудникам номинальную зарплату (например, 3000 рублей в месяц). Именно эта сумма, умноженная на 12 месяцев, и есть налоговая база, 35.6% которой придется отдать государству. При этом фактически сотрудник может получать зарплату, в несколько раз превышающую 3000 рублей. Налоговый кодекс разрешает не облагать налогом командировочные расходы, расходы по оплате отпуска, а также премиальные средства. Эти средства, правда, приходится учитывать при выплате налога на прибыль. Но экономия для работодателя получается существенная. Ставка налога на прибыль на треть ниже, чем ставка ЕСН: 24%.
С такой бухгалтерской хитростью в МНС тоже не согласны. Министерство уже направило в Минфин свои предложения по отмене этой нормы. "Все выплаты сотрудникам, если только речь не идет о льготах, к примеру, для инвалидов, было бы логично облагать ЕСН", — говорит Салават Аминев. Замминистра подчеркнул, что у МНС выросло задание по сбору ЕСН на 2004 год и в министерстве надеются, что план будет выполнен.
По мнению экспертов, главная угроза этого нововведения — резкое сокращение социальных затрат со стороны работодателей. "Налоговые органы нередко заставляют вычитать ЕСН из выплаты, произведенной за счет чистой прибыли. Например, путевки в детские лагеря, лечение сотрудников, — говорит Максим Гришенков. — При отмене этой нормы МНС заберет в бюджет часть средств, направляемых предприятиями на социальные программы. Например, если сейчас путевка в детский лагерь стоит для предприятия 10 000 руб. и она бесплатно выдается работнику, то с внесением изменений предприятие будет должно заплатить еще 3560 руб. в бюджет".
Работники стучат на своих работодателей
В общественную приемную МНС в месяц приходит около 500 писем. Налоговикам писали всегда: в основном спрашивают совета, как поступить в какой-то определенной ситуации, просят выдать справки об отсутствии налоговой задолженности, жалуются на налоговые органы и даже предлагают свои варианты налоговой реформы.
Главная тенденция конца 2003 года — появление писем, в которых люди жалуются на работодателей, выплачивающих зарплату по "черной" схеме. Пока таких писем не больше 30 в месяц. Но в МНС считают, что их число вырастет. "После появления накопительной части пенсии людям должно быть небезразлично, какую зарплату они получают", — говорит Салават Аминев.
Налоговики пока отказываются объяснить, какие меры применяются к "нехорошим" работодателям. Говорят лишь, что письма с жалобой — повод направить в компанию сотрудников с проверкой. А в случае если подозрения подтвердятся, письма будут переданы в МВД.
Правда, насколько такой способ борьбы за справедливость оправдан в российских условиях, неизвестно. Официально жалобное письмо засекречено. Однако для компании, находящейся с налоговиками в мирных отношениях, скорее всего не составит труда узнать, кто именно из сотрудников настучал мытарям. В итоге справедливость так и останется иллюзией: зарплаты не обелятся, сотруднику же придется искать новую работу. А анонимные письма налоговики просто не рассматривают.
Равнение на Бельгию
Пока одной рукой власть пытается забраться в карман работника, другая рука подает сигналы совсем противоположного свойства. На днях чиновники из Минэкономразвития внезапно подняли вопрос амнистии капиталов.
Идея амнистии вывезенных за рубеж капиталов России муссируется давно. Интерес к ней обусловлен и гигантскими объемами вывезенных средств, и очевидной необходимостью подвести черту под эпохой первоначального накопления и выстроить цивилизованные отношения между бизнесом и государством.
По данным Интерпола, приведенным в конце 90-х годов, после августа 1991 года из России было незаконно вывезено от 150 до 300 млрд. долларов. Официальные российские источники, в том числе Банк России, дают аналогичные цифры. Опыт проведения амнистий в других странах, в частности в Ирландии, Казахстане и Мексике, показывает, что в страну возвращаются капиталы объемом 2-3 ВВП. Конечно, Россия — не Мексика и тем более не Ирландия. Но если средства сюда вернутся в тех же объемах, то это будет 10-15 млрд. Цифра далека от объемов вывезенного, но вдвое превышает объем прямых иностранных инвестиций в Россию. Поэтому неудивительно, что в правительстве решили изучить опыт Бельгии, в которой с нового года вступил в действие закон, призванный способствовать возврату из других стран бельгийского капитала.
Как заявил на днях замминистра экономразвития Юрий Жданов, его ведомство планирует использовать бельгийский опыт для создания закона о налоговой амнистии. По его словам, министерство собирается провести серию консультаций с Минфином и Госдумой о разработке аналогичного законопроекта в России, который может появиться уже в первом полугодии текущего года.
Понимание необходимости
Юрий Жданов преподавал в Академии МВД, потому хорошо знаком с предметом и международным опытом проведения налоговых амнистий. Но налогами в Минкэномразвития занимается замминистра Аркадий Дворкович. Сейчас в ведомстве решают, кому из двух заместителей Грефа быть комментатором по этой теме и надо ли комментировать ее вообще. По информации "Известий", пока вопрос находится на стадии изучения зарубежного опыта и каких-либо конкретных предложений у Минэкономразвития нет. Сроков, в которые должен быть представлен законопроект, тоже не установлено.
У администрации президента также нет четкого представления о способах осуществления налоговой амнистии, как, впрочем, и единодушной поддержки этого явления. Вместе с тем в Кремле есть, как выразился источник "Известий", "понимание необходимости дать бизнесу законную возможность легализовать капиталы, полученные не преступным путем".
Задача крайне непростая. С одной стороны, нельзя открывать двери для криминальных денег, с другой — надо вернуть на родину вывезенные капиталы. Полтора года назад Владимир Путин рассуждал о российских бизнесменах, которые "замучаются пыль глотать, размораживая свои средства", и предлагал правительству подумать о том, как создать благоприятные условия для инвестирования капиталов внутри России. Аппарат Белого дома тогда представил план налоговой амнистии, который должен был помочь легализовать в течение трех лет до $100 млрд. незаконно вывезенных и размещенных на счетах в иностранных банках средств, привлечь в экономику до $25 млрд. и повысить собираемость подоходного налога.
Итог дискуссий был такой — амнистия капиталов нужна, но минусов от нее может оказаться больше, чем плюсов. После дела "ЮКОСа" и накануне президентских выборов вопрос о налоговой амнистии приобрел совершенно другое звучание. Аргументы, с помощью которых Путин полтора года назад зазывал владельцев незаконно вывезенных капиталов — общемировая борьба с финансированием терроризма, ужесточение противоотмывочного законодательства, закрытие офшоров и т.п., — сегодня звучат не так убедительно. Неопределенность в политической сфере, в отношениях власти и бизнеса, невозможность в связи с этим строить долгосрочные инвестиционные планы — вот что отпугивает от российской экономики даже чистых перед законом бизнесменов.
Соседский опыт
В МЭРТ говорят, что именно "бельгийский опыт" пока не выбран за основу — в поисках ресурсов для экономического роста министерство изучает различный международный опыт. И стройной концепции, что именно и как амнистировать, пока нет.
Это скорее хорошо, потому что использование бельгийского опыта предполагает прежде всего амнистировать капиталы, вывезенные за рубеж. Между тем опыт проведения амнистии в Казахстане в 2001 году (первый и единственный пока на постсоветском пространстве) показал, что ввозить деньги из-за границы бизнесмены не торопятся. Из 480 млн. долларов, попавших там под амнистию, только 50 млн. были возвращены. Остальные легализованные средства были внутриказахстанского происхождения.
По словам первого вице-премьера Казахстана Григория Марченко, который в период проведения амнистии возглавлял Нацбанк Казахстана, при проведении амнистии очень важно, чтобы она была не разовой мерой, а частью комплекса мер, направленных в целом на легализацию теневой экономики. При этом чрезвычайно важную роль играет разъяснительная работа. "Надо параллельно снижать какие-то налоги, потом смотреть на процедуры лицензирования, инспекции, проверок, надзорных функций со стороны государства. Смотреть, как можно ослабить пресс со стороны государства по отношению к бизнесу, создавать мотивацию. И постоянно разъяснять людям, как и для чего это будет делаться. Сейчас очевидно, что тогда (в период проведения амнистии. — "Финансовые Известия"), может быть, мы недоработали. И комплекса мер такого большого не было, и разъяснительная работа велась недостаточно", — заявил Марченко "Известиям".
Кнуты и пряники
По сути сегодня на первый план выходит задача не возвращения сбежавших русских денег, а сохранения тех, что еще не убежали. Власть осознала, что строить отношения с бизнесом только методом кнута — занятие бесперспективное, грозящее обернуться оттоком капитала, падением темпов экономического роста и испорченной репутацией в глазах мирового сообщества.
По мнению главного экономиста ИК "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова, разговоры об амнистии прежде всего преследуют задачу нормализовать отношения между государством и деловым сообществом и восстановить доверие бизнеса к власти. От этого напрямую зависят и приток инвестиций, и развитие перерабатывающей промышленности, и возможности удвоения ВВП.
Главная загвоздка: задачу удвоения ВВП все-таки будут решать бизнесмены, а не чиновники. Но только если захотят. "Необходимость возврата денег в страну должны сначала ощутить их владельцы, директивой "сверху" эту проблему не решить, — считает директор ЦБЭИ "БДО Юникон" Елена Матросова. — Главное, чтобы была потребность "снизу".
Пока такой потребности не наблюдается. "Кому нужно — он как увел, так и приведет", — философски заметил "Финансовым Известиям" уважаемый налоговый консультант.
Да и сама идея амнистии капитала энтузиазма у бизнесменов не вызывает. "Во-первых, не совсем понятно, что за "амнистия", — говорит один из них. — Сам термин предполагает, что субъект должен в чем-то признаться. И его "амнистируют". Есть вопрос: а зачем?" То есть для начала нужно показать, почему это придется делать.
Видимо, именно потому власти приходят к осознанию необходимости применения не только экономических кнутов, но и пряников.
Первым "пряником" стало обещание, данное президентом на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, — пересмотреть законодательство о земельном налоге. Налоговая амнистия — очередной "пряник". Как утверждают источники, близкие к администрации Кремля, если правительство сумеет разработать реалистичный и реализуемый законопроект, президент его с радостью поддержит, потому что в душе он "либеральный экономист".
Вопрос в том, поверит ли в это сегодня бизнес?
Екатерина ВЫХУХОЛЕВА, Елена ЗАГОРОДНЯЯ, Елена КОРОП, Игорь МОИСЕЕВ, Наталья ОРЛОВА
Комментарии (0)
Оставить комментарий