Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование – штука особенно неприятная, поскольку обходится вдвое дороже любой другой недоимки. Ведь сумма начисленных взносов, как известно, уменьшает ЕСН. А если взносов заплатить меньше, чем начислено, то и ЕСН автоматически получится заниженным. Поэтому с неперечисленных вовремя пенсионных взносов приходится платить двойные пени: отдельно на недоимку по самим взносам и отдельно – на недоимку по ЕСН.
И взносы, и налог перечисляют ежемесячно авансовыми платежами. Но по статье 243 Налогового кодекса ЕСН считается заниженным, лишь если у фирмы есть задолженность по пенсионным взносам на конец отчетного или налогового периода. Отчетными, напомним, считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев, а налоговый период составляет год. Поэтому если недоимка по взносам вызвана временными финансовыми трудностями и существует только «внутри» квартала, то все не так уж плохо – двойных пеней в этом случае платить не придется. Налоговики начислят их только за каждый день просрочки перечисления ежемесячных пенсионных взносов.
Более того, в этом случае может обойтись и вовсе без денежных потерь. Дело в том, что насчитанные налоговиками пени может взыскать только Пенсионный фонд и только через суд. Бесспорно списать их с расчетного счета (как налоговики списывают пени по налогам) пенсионщики не вправе. А многие суды уже довольно давно пришли к выводу, что для начисления пеней на не вовремя заплаченные ежемесячные авансовые платежи по взносам никаких оснований нет.
Так считают, например, в Федеральных арбитражных судах Северо-Западного, Волго-Вятского, Центрального и Северо-Кавказского округов (постановления от 6 ноября 2003 г. № А05-5398/03-241-10, от 15 сентября 2003 г. № А26-2497/03-211, от 7 марта 2003 г. № А05-10532/
02-527/10; от 15 ноября 2002 г. № А79-3643/02-СК1-3152; от 18 апреля 2003 г. № А68-232/11-02; от 22 сентября 2003 г. № Ф08-3323/2003-1359А).
Все выносившие эти решения судьи рассуждали примерно одинаково. Ежемесячно перечисляют не взносы, а авансовые платежи по ним. Сумму же самих взносов рассчитывают только по итогам отчетных периодов. А по статье 26 закона об обязательном пенсионном страховании (№ 167-ФЗ) пени нужно начислять за просрочку внесения именно взносов. Про пени на перечисленные позже срока авансовые платежи в законе ничего не говорится.
Что касается отрицательных для фирм решений, то до сих пор их принимал только Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа. Там никаких аргументов слышать не хотят и утверждают: начисление пеней – это обеспечение своевременного перечисления причитающихся государству платежей, и связано оно с установленным в законе днем их уплаты, а не отнюдь не с окончанием отчетного периода.
К сожалению, на налоговиков и пенсионщиков такое преобладание принятых в пользу фирм судебных решений никакого впечатления не производит. Осенью Пенсионный фонд даже выпустил письмо (от 7 октября 2003 г. № СД-09-24/10624), в котором объяснил, как за не вовремя заплаченные ежемесячные авансы по взносам нужно рассчитывать пени, чтобы их сумма получилась побольше.
Приведенные в письме рассуждения основаны на пункте 2 статьи 24 закона № 167-ФЗ. Тот предписывает перечислять авансовые платежи в срок, установленный для получения в банке денег на выдачу работникам зарплаты за истекший месяц (или для перечисления ее на счета сотрудников), но не позже 15-го числа следующего месяца. Из этого в фонде сделали вывод, что если такой срок в организации установлен, то авансовый платеж нужно перечислить именно в этот день. И именно с этого дня, а не с 16-го числа следующего месяца (или более поздней даты, если 15-е число приходится на нерабочий день), на неперечисленные авансы начинают «капать» пени. Неизвестно, согласны ли с Пенсионным фондом налоговики, но это и не важно – ведь обращаясь за взысканием пеней в суд, пенсионщики могут пересчитать их на свой лад.
Но в судах их теперь может ждать гораздо более тяжелое поражение, чем то, которое они терпели до сих пор. В декабре Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к весьма прогрессивному выводу: незаконны пени не только на ежемесячные авансовые платежи, но и на взносы, перечисляемые по итогам отчетных периодов – I квартала, полугодия и 9 месяцев. «Начисление пеней производится только по итогам расчетного периода», – указали судьи в своем постановлении от 4 декабря 2003 г. № А05-4420/
03-243/26. А расчетный период – это календарный год. То есть пени можно взыскать, только если фирма не заплатит вовремя сумму взносов, рассчитанную по итогам года. Ее по статье 24 закона нужно перечислить не позже, чем на 15-й день после крайнего срока сдачи годовой декларации по взносам (30 марта года, следующего за прошедшим).
Это решение, конечно, сильно «выбивается» из общего ряда принимаемых другими судами, хотя основано оно на точно такой же логике, только распространенной на квартальные платежи по взносам. Дескать, по итогам квартала определяется сумма не взноса, а некоего промежуточного платежа, пени же по закону начисляются только на не вовремя заплаченные взносы.
Несмотря на нетипичность решения, попробовать с его помощью сэкономить на пенях фирмам ничего не стоит. Ведь за пенями пенсионщики обратятся в суд сами, а бухгалтеру или юристу фирмы всего лишь нужно не полениться написать грамотный отзыв на их заявление.
Помимо ссылки на декабрьское постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа в отзыве стоит привести еще и такой дополнительный аргумент. Тариф взносов зависит от размера расчетной базы, которая определяется нарастающим итогом с начала года. Причем чем больше ее размер, тем меньше тариф. Следовательно, окончательную сумму взносов можно рассчитать только по итогам года. А тогда может выясниться, что вовсе не фирма пользовалась причитающимися государству деньгами, а наоборот – государство должно фирме. Поэтому раз пени по своей сути есть не что иное, как плата за пользование государственными деньгами, то начислять их на промежуточные итоги расчета взносов, получаемые внутри года, нельзя.
Наталия ЗАЙЦЕВА
Комментарии (0)
Оставить комментарий