Новые Методические указания о выездных проверках по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний начали действовать в конце января. В постановлении от 4 декабря 2003 г. № 134 (рег. № 5331 от 16 декабря 2003 г.) ФСС утверждает, что обновления методичек потребовали недавние изменения в законодательстве.
Но только ими некоторые новшества никак не объяснишь. Например, появление новых критериев отбора «жертв» для включения в квартальный план проверок. До сих пор в него попадали только те, у кого были значительные расходы по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний или резко менялись суммы страховых выплат при стабильном количестве работников. Плюс те нерадивые, которые часто «забывали» сдать в фонд отчетность.
Теперь в «группу риска» входят еще и все фирмы и предприниматели, которые задолжали фонду страховые взносы или данные расчетных ведомостей которых наведут ответственных за камеральные проверки сотрудников на подозрения. И, наконец, в план попадут те, к кому контролеры из соцстраха не наведывались уже больше двух лет: методички по-прежнему требуют проверять каждую фирму и каждого предпринимателя не реже одного раза в три года.
Что касается времени, в течение которого проверяющие будут радовать вас своим присутствием, то теперь его продолжительность в каждом случае целиком и полностью оставлена на усмотрение руководителя отделения фонда. Неизменным остался лишь максимальный срок – два месяца, к которым может быть добавлено по месяцу на проверку каждого филиала. Напомним, что прежние методические указания устанавливали предельные сроки проверки в зависимости от количества работников фирмы. И несмотря на то, что сроки эти были не обязательными, а рекомендованными, контролеров – любителей «погостить» подольше они хоть как-то ограничивали.
Возможно, снять со сроков ограничения потребовало другое, одно из самых неприятных новшество: на один год увеличен период, которым вправе интересоваться проверяющие. Теперь это три года, которые непосредственно предшествуют году проверки. Так что бухгалтеров, которые 1 января вздохнули с облегчением («ну все, 2001 год у меня теперь не проверят»), ждет разочарование.
Зато в законченный отчетный период текущего года сотрудники соцстраха отныне вправе заглянуть лишь в одном-единственном случае: если в план проверок фирма попала по рекомендации камеральщиков, которым в сданных ею с начала года расчетных ведомостях что-то не понравилось.
При этом являться на фирму или к предпринимателю контролеры будут более «подкованными». Методички увеличивают объем сведений, которые «выездник» обязан проанализировать еще до визита с проверкой. В основном это аналитически обработанные в единой информационной системе ФСС данные расчетных ведомостей и запрошенных в рамках камеральных проверок документов.
Повторные проверки по-прежнему запрещены. Исключение – ликвидации и реорганизации фирм или проверки в порядке контроля отделения фонда за деятельностью своего филиала.
Важные формальности
Требования к формальностям, которые должны соблюсти проверяющие, практически не изменились. Обновлены лишь формы документов, которые в фонде составляют до, во время и после проверки.
На то, соблюдают ли контролеры все предусмотренные методичками процедуры, сроки и правила оформления документов, стоит обращать внимание с самого начала проверки. Ведь нарушение формальных требований может впоследствии стать для суда причиной признать вынесенное по итогам проверки решение недействительным.
Например, немногим меньше года назад Федеральный арбитражный суд Уральского округа отказал Пермскому отделению ФСС во взыскании штрафов и признал незаконным списание со счетов одного из заводов недоимки и пеней. Причина – в акте проверки завода не было ссылок на первичные документы бухучета, которые подтверждали бы найденные нарушения (постановление от 27 марта 2003 г. № Ф09-779/03АК).
Шпаргалка
Кроме описания процедуры проверки в методичках есть разделы, которые служат своеобразной шпаргалкой проверяющему. В них систематизирована информация по каждому из вопросов страхования от несчастных случаев и профзаболеваний. Там же указано, какие документы проверяющим следует изучить и с данными каких счетов бухучета показатели этих документов и расчетных ведомостей сверить.
Шпаргалкой этой может воспользоваться и бухгалтер для самопроверки. Тем более что методички дают возможность избежать штрафа за повлекшие занижение страховых взносов ошибки, обнаруженные бухгалтером до начала выездной проверки. Для этого нужно принести в фонд уточненную ведомость и заплатить недостающую сумму взносов и набежавшие на нее пени.
Две проверки в одной?
В поисках нарушений по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний контролеры вполне могут наткнуться на нарушения в расходовании средств обязательного социального страхования. Ведь проверяющие неизбежно будут изучать все документы, так или иначе касающиеся отношений фирмы с работниками и выплат в их пользу.
Как в этом случае поступит контролер, учитывая, что предмет проверки у него совершенно иной? Неужели проигнорирует нарушения? С этим вопросом мы обратились к авторам методических указаний.
– Вообще, проверяющий не должен заниматься вопросами, которые не названы в решении о проверке в качестве ее предмета, – ответили нам в ФСС. – Но если он случайно увидит, что есть какие-то нарушения в области обязательного социального страхования, то по собственному усмотрению может порекомендовать своим коллегам провести выездную проверку по этим вопросам.
– А в налоговую он сообщать не станет? Ведь завышение зачтенных в счет ЕСН пособий приводит к занижению этого налога.
– Нет, – успокоил наш собеседник, – ведь в налоговую уходят только те сведения о нарушениях, которые фигурируют в решении по результатам проверки. А это нарушение в него не попадет, поскольку предмету проверки не соответствует.
Ушел контролер, пришел пристав
Методические указания пополнились правилами бесспорного взыскания недоимки и пеней, обнаруженных в ходе выездных проверок, за счет имущества фирмы. На эту крайнюю меру в фонде пойдут, если для покрытия долга не хватит денег на принадлежащих фирме банковских счетах или если о таких счетах фонду ничего не известно.
В этом случае руководство отделения фонда должно вынести решение о взыскании долга за счет имущества и за следующие три дня успеть направить приставу одноименное постановление вместе с другими необходимыми документами. Если сотрудники фонда в трехдневный срок не уложатся, то смогут взыскать недоимку и пени только через суд.
А чтобы приставы справлялись со своим делом быстрее, в декабре Минюст и ФСС утвердили порядок взаимодействия фонда и службы приставов (приказ от 10 декабря 2003 г. № 317/280).
Наталия ЗАЙЦЕВА
Комментарии (0)
Оставить комментарий