18 августа 2003 года МНС России утвердило секретный приказ № БГ-4-06/23дсп. С его помощью мы можем заглянуть во внутренний мир налоговых инспекций. Как и по каким критериям они отбирают кандидатов для выездных проверок.
По данным разведки
В регламенте перечислены все источники, информацию из которых налоговые инспекторы должны использовать при отборе кандидатов на выездную проверку.
Этих источников очень много, и главный вывод, который можно сделать, ознакомившись с ними, таков: чем меньше у предприятия контрагентов, тем меньше вероятность неожиданной налоговой проверки.
Чтобы иметь полное представление о возможных нарушениях, налоговики, помимо внутренних информационных ресурсов, используют сведения, поступающие к ним из других контролирующих структур.
Часть этой информации (сведения о банкротстве, о дополнительном выпуске акций, о выданных и отозванных лицензиях и т. п.) служит для подтверждения правомерности работы фирмы. Но другая часть сродни разведывательным данным, по которым можно оценить профиль бизнеса и спрогнозировать его реальные масштабы.
Например, в МПС, Минтрансе или в ГИБДД налоговые работники могут поинтересоваться крупными партиями перевозимых грузов. Очевидно, что эти сведения нужны им не просто так, а чтобы проследить, какая продукция (готовая или сырье) перевозится, куда она поступает, где, когда и в каких количествах она может быть продана или переработана.
Косвенно такие данные могут быть использованы налоговиками при анализе объемов реализации и себестоимости. А следовательно, и при оценке ожидаемых поступлений по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
Если перевезенная партия товаров «растворилась» и нигде больше «не всплыла», налоговые работники заподозрят фирму в занижении выручки или в теневом производстве и станут приглядываться к ней более пристально.
Аналогичную цель преследует и получение сведений от товарных бирж, оптовых баз, рынков и коммунальных предприятий. Здесь налоговые инспекторы интересуются крупными покупателями и поставщиками, арендаторами торговых мест и дислокацией торговых точек, объемами потребляемой энергии, воды и других ресурсов.
Еще одним источником информации являются сигналы от граждан и организаций, а также неосторожные рекламные объявления в средствах массовой информации и Интернете, по которым можно установить, чем на самом деле занимается фирма и платит ли она налоги с этой деятельности.
Все поступающие сведения накапливаются в постоянно пополняющемся досье налогоплательщика.
Посмотрим на показатели
Аналитический этап предварительной работы направлен на поиск противоречий между данными, отраженными в отчетности, и сведениями, полученными из других источников.
Прежде всего нехорошие сомнения у налоговиков могут возникнуть в отношении фирм, которые небрежно составляют отчеты. Поэтому очень важно, чтобы в налоговых декларациях были правильно подсчитаны итоговые суммы, чтобы данные различных разделов увязывались друг с другом, чтобы расхождения между взаимосвязанными показателями были понятны и объяснимы.
Кроме того, отбирая кандидатов на проверку, налоговые инспекторы попытаются выяснить, насколько суммы уплаченных налогов соответствуют реальному состоянию бизнеса.
Для этого они исследуют динамику развития организации, сопоставят показатели бухгалтерской и налоговой отчетности, сравнят их с оперативной информацией, полученной из компетентных органов. И если у налоговой инспекции появятся хотя бы малейшие подозрения в том, что предприятие занижает налоговую базу, проверки не избежать.
В самом деле, как объяснить, почему, например, по сравнению с прошлым годом производственная фирма стала потреблять электроэнергии в два раза больше, а ее доходы от реализации сократились? Или почему транспортная компания, снизившая, судя по отчетности, объем перевозок, вдруг увеличила закупки бензина? Или как небольшая торговая организация, не обращаясь в банк за кредитом, сумела построить себе просторный магазин на центральной улице города?
Вопросов может возникнуть много – по каждому налогу свои. Поэтому любая, даже самая безобидная схема налоговой оптимизации должна иметь не только сиюминутную экономическую легенду, но и надежное документальное прикрытие, заранее увязанное с информацией, которую инспекция может получить из альтернативных источников.
Особое внимание в регламенте уделяется анализу финансовых показателей по так называемому отраслевому принципу. С помощью компьютерной системы «Налог» инспекторы могут сравнить данные конкретной фирмы с усредненными показателями деятельности однородных предприятий, работающих в сходных условиях. И если, например, рентабельность или средняя зарплата организации существенно отличается от отраслевых показателей, а суммарная налоговая база сопоставима с ними, налоговики могут сделать вывод о необходимости выездной проверки.
«Первоочередные» кандидаты
Разумеется, проверять каждую фирму раз в три года не реально. Поэтому в первую очередь налоговики стараются обращать внимание на те организации,
где можно поживиться. В регламенте такой подход называется оптимальным выбором, позволяющим с наибольшей вероятностью выявить нарушения и обеспечить поступление в бюджет дополнительных налогов, пеней и штрафов.
В число «первоочередных» кандидатов на налоговую проверку входят:
Если перед инспектором стоит проблема, кого из двух одинаково подозрительных кандидатов на проверку выбрать, он остановится на том, где больше выручка и выше численность работающих.
А.П. Распутин, аудитор
Комментарии (0)
Оставить комментарий