Совершенный беспорядок

Совершенный беспорядок

24.03.2004   |   0Оставить комментарий
МНС усовершенствовало то, чего не существует, - порядок приема и обработки налоговых деклараций в инспекциях. Тщета предпринятого очевидна, видимо, даже в самом министерстве. Потому что там уже решили навести порядок в инспекциях другим - радикальным - способом: возможно, скоро сдать налоговикам отчетность можно будет только в электронном виде.

Бардак с налоговой отчетностью фирм, который творится в инспекциях, широко известен. До деклараций, которые бухгалтеры так торопятся вовремя составить и сдать в налоговую, руки у инспекторов не доходят месяцами. Запылившиеся горы деклараций и инспекторы, не спеша «вбивающие» сведения из них в базу данных, – обычная картина для многих налоговых.

В итоге данные деклараций в карточки лицевого счета попадают с сильным опозданием, бывает, что и на полгода. Примерно с такой же «оперативностью» инспекторы отдела ввода заносят в карточки данные об уплате налогов и задолженности, полученные по итогам проверки деклараций. Сроки для занесения сведений в карточки были установлены приказом МНС годовой давности – шесть дней с момента сдачи деклараций и пять дней с момента вынесения решения по итогам их проверки. Но в инспекциях на эти сроки не обращают внимания.

А ведь именно на текущие показатели лицевого счета ориентируются другие отделы инспекций. К чему все это приводит, не понаслышке знают многие бухгалтеры.

Так, вовремя представляющие отчетность фирмы обнаруживают, что их расчетные счета арестованы за якобы несданные декларации. Или получают требование заплатить за это штраф. В ответ на заявление вернуть переплату вполне можно получить требование погасить недоимку. Добиться справки об отсутствии задолженности становится невозможным, потому что составляется она на основе устаревших данных лицевого счета. Попросив о сверке, бухгалтер получает отказ – ведь обязанный провести ее инспектор знает, что сведения в карточке лицевого счета не соответствуют действительности.

И ведь нельзя сказать, что в самом МНС об этом беспорядке не знают. Более того, даже самих сотрудников министерства он поражает. Недавно на семинаре начальник одного из отделов в управлении ресурсных и имущественных налогов МНС делилась с бухгалтерами впечатлениями от посещения рядовой московской инспекции:

– Мы были там в июле. Я, помню, очень удивилась: в инспекции на тот момент еще годовые балансы и налоговую отчетность в базу данных не ввели. Более того, у них еще постоянно изменяется программа, и из-за этого возникает дополнительная неразбериха. И зачем так делать?

А некоторые из министерских налоговиков могут даже объяснить происходящее. Правда, только в шутку.

– Понимаете, – растолковывал бухгалтерам в ответ на их требование навести в инспекциях порядок Николай Галимов из управления налоговой задолженности МНС (дело было в декабре на конференции), – в отделах ввода обычно работают совсем неопытные студенты, ведь зарплаты там маленькие. А знаете, почему маленькие? Да потому, что вы налогов мало платите!

Все в наших руках

Так что о проблеме в МНС знают, да вот только решить ее не способны. Поэтому порядок в инспекциях решили наводить руками (и деньгами) налогоплательщиков. Приказом от 4 февраля 2004 г. № БГ-3-06/76 министр по налогам и сборам Геннадий Букаев поручил своим подчиненным за два месяца разработать проект закона, который обяжет всех представлять налоговикам необходимую им для контроля информацию в электронном виде. Это, конечно, сразу решит все проблемы в инспекциях с переносом данных деклараций и итогов их проверки в карточки лицевых счетов. Автоматизированная электронная система налоговиков будет это делать намного быстрее, чем инспекторы. Последним останется только нажимать кнопочки на компьютере.

Ну а налогоплательщикам придется покупать совместимые с системой налоговиков программы и их обновления, переносить туда данные своей отчетности, а тем, у кого нет доступа в интернет, – еще и нести их в инспекцию на дискетах.

Заметьте, что в приказе говорится не просто об отчетности, а об информации вообще. Судя по этому, в электронном виде придется сдавать еще и все сведения, которые инспекторы требуют дополнительно к декларациям в рамках камеральной проверки. Если какие-то из запрошенных ими документов существуют только на бумаге, бухгалтеру, видимо, придется формировать из них электронный файл самостоятельно.

Причем налоговики хотят иметь еще и право закапризничать и не принять отчетность. В приказе есть поручение разработать еще одно дополнение в Налоговый кодекс – перечень случаев, в которых инспекция может отказать в приеме отчетности.

Правда, дальше в приказе строго указано, что на сегодняшний день отказать инспектор вправе лишь в одном случае: если принесенная декларация составлена не по установленной МНС форме. Если же в ней не заполнены какие-то реквизиты или нет какой-нибудь из подписей, принимающий отчетность инспектор может всего лишь предложить устранить этот недостаток.

Попросите отметку

Не дожидаясь, пока законопроект будет разработан и его одобрит Госдума, в налоговом ведомстве переписали нынешний регламент работы с бумажными декларациями. Он утвержден упомянутым уже приказом МНС. В первых его строках сказано, что издан он «в целях совершенствования процесса ввода данных в автоматизированную систему» налоговиков. Но странно было бы ожидать, что инспекторы, столь явно игнорировавшие предыдущий регламент, станут выполнять новый, усовершенствованный.

Тем более что новшеств в нем немного. Одно из главных – ставить отметку о принятии декларации или бухгалтерской отчетности на остающуюся у фирмы копию налоговики отныне обязаны не всегда. А только если их об этом специально попросят. Поэтому теперь на всякий случай не забывайте напоминать об отметке принимающему декларацию инспектору.

Для особо старательных налоговиков в регламенте появилось назидание: с тех, кто представил электронную отчетность, бумажные копии требовать недопустимо.

Кроме того, инспекторы теперь обязаны проверять, значится ли подписавший декларацию руководитель фирмы в качестве такового в едином реестре юрлиц. Реестр, напомним, составляется по сведениям, которые при регистрации и смене руководства представляет сама фирма. Поэтому, если декларацию подписал кто-то, кого нет в реестре, налоговики заподозрят неладное. И в трехдневный срок отправят на фирму письмо с требованием устранить расхождения.

Директора или главбуха фирмы, не сдавшей вовремя декларацию, налоговики по-прежнему обязаны письменно вызывать в инспекцию для объяснений.

Прежними остались и не соблюдавшиеся до сих пор сроки занесения в карточки лицевых счетов данных из деклараций и итогов их проверки. Сокращен только срок ввода в карточки лицевого счета данных из отчетности, представленной в электронном виде. До сих пор он был таким же, как и для бумажной. Теперь он уменьшен до двух дней.

Наталия ЗАЙЦЕВА

«Расчет» - Подписаться на журналИсточник материала
3617 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.