Главный бухгалтер «Ментов»

Главный бухгалтер «Ментов»

24.03.2004   |   0Оставить комментарий
Актеры часто получают престижные премии и признание поклонников. Однако многие из тех, кто работает над фильмами, остаются за кадром. Мы решили исправить эту несправедливость и встретились с главным бухгалтером студии «Дельфин» Наталией СОБОЛЕВОЙ. Именно она курирует бухгалтерию сериалов «Улицы разбитых фонарей», «По имени Барон», «Черный ворон» и других народных хитов.

С Наталией Константиновной мы встретились в кафе «Ленфильма» «Мой дворик». Это уютное заведение находится в десяти шагах от киностудии, поэтому в обеденные часы здесь можно лицезреть весь цвет питерского кино.

– Я всем сказала, что приду не скоро, поэтому у нас уйма времени для общения, – сразу предупредила моя собеседница.

– Неужели вам можно вот так запросто уйти? А как же дисциплина?

– «От сих до сих» на студии никто не сидит, и никто нас не контролирует. Начальство знает, что, когда надо, мы днюем и ночуем на работе.

Наталия Константиновна тут же разложила принесенные фотографии и начала комментировать каждую.

– Это мы с коллективом празднуем Новый год. Я, правда, не очень люблю сниматься, поэтому и фотографий не так много. А это моя семья: я, дочь и мой внук. Тут мои питомцы: две кошки и тойпудель. А это – узнаете? – главный герой сериала «По имени Барон» Нодар Мгалоблишвили. Я ему очень понравилась, он даже звал меня с собой в Тбилиси. На больших фотографиях запечатлено, как меня в 1998 году принимали во дворянство. Со мной тогда дворянские грамоты получили Плисецкая, Вербицкая и Кашпировский.

– У вас древний род?

– Нет, я из обычной семьи. Папа был офицером, мама – бухгалтером. Вообще титулы дают не только за древний род. Есть люди, которые получают дворянство за благотворительность, за труды на благо Отечества. Так что теперь я кавалер-дама.

– А за какие заслуги перед Родиной вам дали титул?

– Дело в том, что до работы на студии я была финансовым директором крупного холдинга. Три банка, шесть универсамов, два завода – объем работы просто огромный. Директор холдинга в 1995 году даже баллотировался депутатом от округа, но не прошел. Мы многим помогали: монастырям, приютам, отдельным людям. Вот за это мне и руководителю холдинга дали дворянские грамоты.

– Если не секрет, почему вы ушли с такой работы?

– Деньги в холдинге стали уходить в никуда. Я так не могу: когда работаешь, а все улетает в трубу. Да и зарплата у меня стала меньше. Поэтому, подумав, решила уйти в «тихую гавань».

– На «Улицы разбитых фонарей»?

– Да. У меня тогда подруга работала в одной из студий «Ленфильма» и рассказала, что продюсер Александр Капица ищет главного бухгалтера. Зарплату предлагали достойную, работу необычную, и я решила попробовать.

– Ну и как пробы?

– До сих пор ни разу не пожалела: мне здесь очень нравится. Три года, которые я работаю на студии, пролетели как один. Во-первых, здесь необычная бухгалтерия. Мы оказываем услуги кинопроизводства и работаем практически без налогов: освобождены на основании удостоверения национального фильма, которое оформляют в Госкино. До 2002 года платили только налог на пользователей автодорог (хотя, нужно сказать, он был не маленький). Потом прибавился еще и налог на прибыль. Но прибыль у нас не очень большая, потому что заказчики дают очень строгие сметы и мы в них с трудом вписываемся.

– Получается, заказчики сериала полностью контролируют все расходы?

– Они дают деньги и составляют смету: сколько и куда мы можем потратить. Наша задача – «вписаться в график» и снять кино. Остальное – дело заказчика. Но мне работы хватает: каждый сериал приходится подбивать отдельно, а мы иногда по четыре одновременно снимаем. С «Улицей разбитых фонарей» мы работаем с 1995 года, поэтому там все налажено. А вот с новыми сериалами приходится тяжело.

– А какие сериалы кроме «Ментов» снимает ваша студия?

– Еще мы снимали «По имени Барон», который получил «ТЭФИ», сериал «Черный ворон», небольшой лирический фильм «Повторение пройденного». Сейчас готовится еще один – «Поэты Золотого века». Я читала сценарий – очень интересный фильм должен получиться. Но там затраты огромные: костюмы, парики.

Вообще у студии очень много заказов. Это, конечно, заслуга нашего продюсера Александра Капицы. Он очень сильная и талантливая личность, снимает хорошее кино, поэтому всегда много желающих с ним поработать.

– А как вообще снимают сериал? С чего все начинается?

– Сначала поступает заказ. Наши сценаристы пишут сценарий, который отправляют на согласование. На съемки «Ментов» к нам частенько приходили консультанты из МВД, бравые такие дяденьки. Они консультировали и подсказывали фабулу очередной серии: какое-то интересное дело из своей практики.

Потом продюсер подбирает актеров. Как правило, одна и та же труппа кочует из сериала в сериал, но и новенькие, конечно, приходят. Вообще постоянных работников на нашей студии одиннадцать. Из финансистов – только я, моя помощница и кассир.

– Часто героини сериалов ходят в дорогих шубах, носят драгоценности, ездят на крутых машинах... У вас все это на балансе?

– Да вы что! У нас ничего нет на балансе. Мы все арендуем, начиная с ленфильмовских помещений и заканчивая одеждой. Частенько и по своим собираем. Вот видите мою шубу? Она уже засветилась в нескольких сериалах. Если только предвидится героиня моих габаритов – сразу в расход идут мои платья, костюмы. Вообще режиссер всегда хочет снять красивое и дорогое кино. Я же призвана ограничивать творческий полет его фантазии, чтобы уложиться в смету.

– Интересно, а вы амортизацию на шубу не начисляете?

– Какая там амортизация! Тогда надо брать в расчет и квартиры актеров, потому что они часто становятся съемочными площадками. Кстати, у нас и людей своих задействуют в производстве. Я, например, снялась в одном из эпизодов, хотя не очень люблю «светиться». А наши девчонки постоянно в сериалах фигурируют. Водители, которые приезжают на наемных машинах, тоже снимаются в эпизодах. А уж дети актеров и работников студии – постоянные герои фильмов.

– Для многих людей актеры – звезды, кумиры. А для вас они кто?

– Ой, вы знаете, я их иногда так гоняю! Для меня они коллеги, которые иногда что-то не выполняют. Они все молодые и часто обращаются ко мне за помощью в каких-то бытовых и житейских вопросах. Так что я у них как мама.

– Не сложно работать с актерами? Бытует мнение, что они люди скандальные и капризные...

– Наоборот, мне очень легко с ними работать. У нас замечательный коллектив. За три года не было никаких склок, скандалов. Может быть потому, что нет разделения на начальников и подчиненных: все заняты одним делом – снимают кино.

– Наталия Константиновна, расскажите, как вы связали свою жизнь с бухгалтерией?

– Как я уже говорила, моя мама была главным бухгалтером. Я особо-то не рвалась идти по ее стопам, но пришлось. У меня есть сестра – мы с ней погодки и в вузы поступали одновременно. Тогда попасть в институт было очень сложно: все забито «своими» да «нашими».

Сестра поступила на инженера, а я пошла на вечернее в Ленинградский планово-экономический институт. Одновременно устроилась работать в бухгалтерию. Конечно, было тяжело, но со временем я втянулась и мне стала нравиться моя работа. Так что мой бухгалтерский стаж начался в 1967 году. Думала, что и дочь пойдет по моим стопам, но она и слышать об этом не хочет. Видела, как я ночами над цифрами и проводками сидела: приходилось подрабатывать.

– Вы сами не жалеете, что выбрали именно эту профессию?

– Как я могу жалеть, если мне не с чем сравнивать? Единственное, что могу сказать, – мне эта работа всегда приносила удовольствие и благосостояние. Начинала с бухгалтера-расчетчика, потом дошла до главного бухгалтера больших объединений. Потом на какое-то время пришлось отказаться от «гигантомании». Я развелась, дочь была одна, и надо было за ней присматривать. Поэтому я пошла в коммерцию и вела несколько кооперативов. Выбирала места по зарплате, потому что нужно было и папу с мамой содержать, и ребенка растить. Это сейчас я могу совмещать приятное с полезным: интересную работу и хорошую зарплату.

– Вы сами сериалы любите?

– Мне приходится их смотреть. Я же должна знать, какие там затраты, рабочие материалы, чтобы не было переплаты, перерасхода. Конечно, надоедает: сериалов у нас много, но деваться некуда.

– Друзья, наверное, спрашивают, чем фильм закончится, вы же знаете сценарий...

– Друзья, сотрудники банков, налоговики – все просто измучили меня. Просят рассказать конец сериала, автограф взять у любимого артиста.

– Зато, наверное, с контролерами проблем нет?

– В прошлом году у нас была аудиторская проверка. Копались долго: почти месяц проверяли. У нас узкая специализация и еще без налогов: для них это необычно. Единственное, что написали аудиторы: «Замечаний нет».

– Немногие могут похвалиться такими проверками...

– Могу дать совет, как добиться таких результатов. Если у меня возникают вопросы по ходу работы, я сразу иду в городскую налоговую инспекцию и консультируюсь. У нас там есть консультационный центр, где можно получить ответ на любой вопрос, а потом еще взять распечатку. Когда приходят проверяющие, я им сразу даю эти распечатки: мол, вот что говорят вышестоящие налоговики. Доверяю только этим ответам, потому что мнение даже самого профессионального частного консультанта не имеет юридической силы. Потом в суде доказывай, что ты прав...

– Вы хоть раз судились?

– Нет. Но это скорее исключение из правила. Современные законотворцы никак не могут прийти к общему знаменателю: каждый делает свое, а в целом ничего не получается. Как в интермедии Райкина про пошив костюма: к пуговицам претензий нет, но носить невозможно. Это четко подходит под сегодняшнее налоговое законодательство. С моим опытом постоянные изменения не так страшны, а вот люди, которые приходят вновь, испытывают шок.

– Что главное для современного бухгалтера?

– Ну точно не образование, как считают многие. Я, например, от института ничего не почерпнула. Меня всему научила моя начальница: спокойная, сдержанная женщина, настоящая дворянка из рода Дурново. Еще бухгалтер должен уметь учиться сам. Ведь мы обязаны знать не только учет, но и специфику своего предприятия. Например, когда я работала главбухом швейного производства, пришлось закончить швейный техникум, чтобы разбираться в крое. Поэтому надо постоянно совершенствоваться, идти вперед, «грызть землю» – тогда из тебя выйдет профессионал.

Мы еще долго сидели в уютном кафе. Периодически Наталия Константиновна прерывала разговор и давала краткое резюме каждому входящему или покидавшему «Мой дворик». Еще она рассказала, что несколько раз в год она покидает свой любимый Питер и отправляется путешествовать. Это ее слабость, ее хобби. Все страны, до которых лететь не больше десяти часов, уже в ее «багаже». Но у Наталии Константиновны есть только одна любовь – Прага.

– Вообще мне не нравится «растительный» отдых: лежать на солнце или купаться. Я обычно выбираю туры, где много экскурсий, много общения.

– Любите общество?

– У меня много друзей, и мой дом всегда полон гостей: без этого я просто не могу жить.

Олеся ПЕРЕЖОГИНА

«Расчет» - Подписаться на журналИсточник материала
4126 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.