Нет договора – нет расходов
Во время выездной проверки налоговики всеми правдами и неправдами пытаются доначислить фирме как можно больше налогов. Приведем довольно распространенный пример: фирма заплатила за услуги, у нее есть счет, акт, счет-фактура, но нет договора. То есть нет листка бумаги с надписью «Договор», заверенного обеими сторонами. Это практикуется, как правило, когда фирма совершает разовую сделку – получает товар, работы или услуги и сразу их оплачивает.
Налоговики, обнаружив такое «нарушение», не признают затраты по сделке и начисляют налог на прибыль, пени и штрафы. Еще могут доначислить НДС, исключив из состава вычетов сумму налога, перечисленную поставщику.
Аргументируют свои действия инспекторы по-разному. Одни ссылаются на пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса и утверждают, что расходы фирмы не подтверждены необходимыми документами. Другие обращаются к нормам гражданского законодательства и говорят, что все сделки, одной из сторон которых выступает фирма, должны быть оформлены в письменной форме (ст. 161 ГК). Особо продвинутые инспекторы приводят и те и другие аргументы.
Доводы налоговиков рассчитаны на фирмы, которые не хотят судиться. Если же дело дойдет до суда, победа, несомненно, будет за вами. При этом можно сослаться на уже существующую арбитражную практику. Например, аналогичный спор рассмотрел Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа (постановление от 29 октября 2001 г. № Ф08-3551/2001). Правда, на тот момент еще не вступила в действие глава 25 Налогового кодекса, но на суть вопроса это не влияет.
Так, фирма направила своего бухгалтера на курсы повышения квалификации в университет, оплатив эти расходы и отразив их в учете. Налоговики исключили эту сумму из состава затрат, аргументируя тем, что у фирмы нет договора с учебным заведением.
На это судьи возразили, что «отсутствие составленного в виде единого документа договора не является достаточным основанием для вывода о неправомерности включения расходов». При этом арбитры сослались на статью 434 Гражданского кодекса, в которой говорится, что договор можно заключить в любой форме, в том числе обменявшись документами. Например, письмо от фирмы в университет с просьбой зачислить на обучение сотрудника и счет на оплату обучения от университета.
Если вы все же предпочитаете уладить спор полюбовно, убедите проверяющих в своей правоте. Для этого необходимы более веские аргументы, нежели решение суда 2001 года.
Два варианта
В пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса сказано, что расходы должны быть экономически оправданны (необходимы для вашей деятельности) и подтверждены документами. Других требований, в том числе требований к составу документов, в кодексе нет. Уже это дает основание утверждать, что, имея первичные документы, которые подтверждают фактические расходы (платежные поручения, акты, накладные и т. д.), фирма может учесть свои затраты при расчете налога на прибыль.
Однако так просто налоговиков не убедишь. Поскольку отсутствуют какие-либо официальные разъяснения МНС и Минфина, придется подкрепить свою позицию нормами Гражданского кодекса.
Как заключать договор, сказано в статье 432 кодекса. Так, одна сторона предлагает другой заключить соглашение (направляет оферту), а другая принимает это предложение (акцептует). Момент заключения договора – получение акцепта (п. 1 ст. 433 ГК). В этом правиле есть исключение: если договор нужно зарегистрировать, он начинает действовать с даты регистрации.
Далее кодекс говорит о том, что договор можно заключить в любой форме, если законом не установлено что-нибудь другое (п. 1 ст. 434 ГК). В нашем случае это другое как раз установлено. Согласно пункту 1 статьи 161 Гражданского кодекса, все сделки, одной из сторон которых является фирма, совершаются в простой письменной форме. Причем «простая» в данном случае означает, что сделку не надо заверять у нотариуса.
Договор в письменной форме можно составить двумя способами. Во-первых, в виде одного документа, подписанного обеими сторонами. Это как раз и есть та форма договора, которую признают налоговики. Во-вторых, стороны могут обменяться документами, то есть одна передаст оферту, а другая – акцепт. Именно этот вариант нас и интересует.
Оферта и акцепт
Что же можно считать офертой, а что – акцептом? В нашем случае оферта – любой документ в письменной форме, из которого видно, что одна фирма предлагает другой (п. 1 ст. 435 ГК). Этим условиям в полной мере отвечает счет, выставляемый для оплаты. Правда, он должен содержать основные условия договора: что надо оплатить, количество товара (объем работ) и сумму платежа.
Акцепт, как мы уже говорили, – это ответ фирмы, которым она сообщает, что «полностью и безоговорочно» принимает оферту (п. 1 ст. 438 ГК). К такому ответу приравниваются конкретные действия фирмы, например оплата счета (п. 3 ст. 438 ГК). При этом письменная форма договора считается соблюденной (п. 3 ст. 434 ГК).
В оферте, то есть в счете, поставщик может указать срок оплаты. В этом случае договор считается заключенным, если покупатель заплатит до установленной даты. Однако чаще всего в счете срок оплаты не оговаривается. Это означает, что договор заключен, если счет оплачен «в течение нормально необходимого для этого времени» (п. 1 ст. 441 ГК).
Все вышесказанное не действует, если для конкретного вида сделок в Гражданском кодексе предусмотрен договор в виде одного документа. Правда, пока такая форма установлена лишь для сделок с недвижимостью (ст. 550, п. 1 ст. 651 ГК).
Постарайтесь доходчиво рассказать проверяющим историю про оферту и акцепт, чаще всего они понимают, что не правы, и оставляют фирму в покое. Но если инспектор окажется твердолобым и укажет нарушение в акте, изложите свою позицию в возражениях на имя руководителя налоговой инспекции. Как правило, чиновники этого ранга решают подобные вопросы в пользу фирмы: они понимают, что шансов выиграть дело в суде практически нет.
Есть еще один способ разрешить проблему: сделать договор. Если вы можете найти своего поставщика, это будет гораздо проще и быстрее, чем судиться. Чтобы избавить себя от лишней работы, возьмите за основу все тот же пресловутый счет, назовите его договором и припишите несколько дополнительных условий сделки. Придраться к вам при всем желании налоговики уже не смогут.
Договор № 19 г.
Москва от 10 апреля 2004 г.
Продавец: ООО «Пассив»
Юридический адрес: 123456, г. Москва, ул. Весенняя, д. 1
Фактический адрес: 123456, г. Москва, ул. Весенняя, д. 1
ИНН/КПП: 7715123456/771501001
Банковские реквизиты:
Расчетный счет 40702810123456789012 в АКБ «Кредит», БИК 0441234
Кор. счет 30101810123456789012Покупатель: ЗАО «Актив»
Юридический адрес: 123789, г. Москва, ул. Майская, д. 3
Фактический адрес: 123789, г. Москва, ул. Майская, д. 3
ИНН/КПП: 7718654321/771801001
Банковские реквизиты:
Расчетный счет: 40702810987654321987 в АКБ «Кредит», БИК 0441234
Корр. счет 30101810123456789012
Наименование Единица измерения Количество Цена, руб. НДС 18%, руб. Сумма, руб. Мебельный гарнитур "Сосна" шт. 5 5000 900 5900 Итого: - - - 900 5900 Право собственности на товар переходит в момент оплаты.
Товар ненадлежащего качества возвращается продавцу.
Срок оплаты товара – 10 дней со дня выставления счета, срок поставки – 2 дня после оплаты.
Штрафные санкции за нарушение сроков поставки: 0,5 процента от суммы поставки за каждый день ее просрочки.
Генеральный директор ООО «Пассив» М.П. Иванов И.М.
Главный бухгалтер ООО «Пассив» Смирнова В.А.
Генеральный директор ЗАО «Актив» М.П. Викторенко В.С.
Главный бухгалтер ЗАО «Актив» Самойлова Д.К.
Можно избавить себя от лишней работы по составлению договора. Для этого возьмите за основу счет поставщика, укажите в нем дополнительные условия сделки (срок оплаты, штрафные санкции и момент перехода права собственности), поставьте подписи директора и главбуха, а также печать
Юлия САВИЦКАЯ
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий