Нередки случаи, когда какое-либо имущество фирма получает безвозмездно. Например, если учредитель решил пожертвовать своими ценностями, чтобы поддержать созданную фирму, или нашелся благотворитель, который по тем или иным неведомым причинам решил оторвать от себя «кусок».
Таких причин может быть много, а вот проблема всегда одна. Безвозмездная передача – это дарение. А по статье 575 Гражданского кодекса «не допускается дарение... в отношениях между коммерческими организациями». Есть из этого правила лишь одно исключение. Подарить что-либо можно, если стоимость этого имущества не превышает 500 рублей. Согласитесь, это немного...
Бойтесь данайцев, дары приносящих
Кстати, есть и дополнительные проблемы, но уже из Налогового кодекса. Стоимость имущества, полученного в качестве дара, увеличивает облагаемую прибыль фирмы. Причем оценивается оно по рыночной стоимости. А вот оприходовать его придется по балансовой или остаточной стоимости по данным передающей стороны. Зачастую это очень невыгодно.
Предположим, у тех или иных ценностей небольшая балансовая стоимость и высокая рыночная цена. Тогда вам придется заплатить налог на прибыль на «полную катушку», причем списать это имущество вы сможете лишь исходя из его минимальной стоимости.
И за примером далеко ходить не надо. К такому имуществу можно отнести любой объект недвижимости который, например, строительная фирма передает другой организации.
Можно ли найти выход из этой ситуации? В принципе да.
Выход из тупика
Между двумя фирмами (дарителем и, скажем так, одаряемым) заключается договор купли-продажи. В договоре стороны устанавливают такую стоимость имущества, которая им выгодна. Будь это хоть рубль, хоть миллион. Правда, всем заранее известно, что договор оплачен никогда не будет. Ну повисит-повисит задолженность (у передающей стороны – дебиторская, у принимающей – кредиторская) и спишется потихоньку. Выгода налицо.
Пример
Строительная фирма ЗАО «Актив» решило передать ООО «Пассив» офисное помещение в собственность. Балансовая стоимость помещения (по данным налогового учета «Актива») 590 000 руб., рыночная – 1 140 000 руб.
Вариант 1. Офисное помещение передается безвозмездно (ну с нарушением гражданского законодательства, но ведь такое сплошь и рядом, так что чего уж там...).
«Пассив» приходует помещение:
- в бухгалтерском учете – по рыночной цене – 1 140 000 руб. (исходя из этой цены фирма будет платить налог на имущество);
- в налоговом учете – по балансовой цене «Актива» – 590 000 руб. (исходя из этой стоимости на помещение будет начисляться амортизация, которая учитывается при налогообложении).
В состав внереализационных доходов «Пассива» включается максимальная из этих сумм – 1 140 000 руб. С нее придется заплатить налог на прибыль.
У «Актива» ситуация не лучше. Он также нарушает гражданское законодательство. И стоимость переданного помещения не учитывается у него при налогообложении прибыли. А вдобавок фирме придется заплатить НДС исходя из рыночной цены офиса. Причем налог платится после передачи помещения «Пассиву».
Вариант 2. Офисное помещение якобы продается. Скажем, стороны договорились, что стоить оно будет как раз 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.). Причем всем заранее известно, что платить за него никто не будет. Правда, в договоре об этом лучше умолчать.
«Пассив» приходует помещение как в бухгалтерском, так и в налоговом учете за 500 000 руб. (590 000 –
– 90 000). Исходя из этой стоимости ему нужно платить налог на имущество и начислять «налоговую» амортизацию. Про налог на прибыль пока можно забыть. До списания задолженности перед «Активом» платить налог не придется. А это – ни много ни мало – три года (срок исковой давности). Кстати, и после списания долга сумма налога будет значительно меньше, чем в первом варианте. В состав внереализационных доходов «Пассива» войдет 590 000 руб. (сумма кредиторской задолженности перед «Активом»), а в состав внереализационных расходов – 90 000 руб. (сумма НДС, которую фирма «Активу» так и не перечислит). Общая сумма облагаемого дохода составит всего 500 000 руб. (590 000 – 90 000).
Положение «Актива» тоже несколько улучшится. Сумму дебиторской задолженности нужно будет также списать (по истечении трех лет после передачи помещения). Причем с уменьшением облагаемой прибыли. НДС, жаль, придется заплатить. Но уже исходя не из рыночной стоимости офиса (1 400 000 руб.), а из его договорной цены (590 000 руб.). Кстати, если фирма считает налог «по оплате», перечислить его в бюджет нужно не после передачи офиса, а после списания долга (то есть через три года).
В качестве послесловия
Оформляя документы, не забывайте о статье 40 Налогового кодекса. По ней налоговая инспекция может проконтролировать цену сделки. Так, если те или иные товары продаются между взаимозависимыми лицами, то налоги придется считать исходя из рыночных цен. Как не позволить налоговикам пересчитать цену сделки, читайте на стр. 19 этого номера журнала.
Л. Бабина, аудитор
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий