Формально еще существующее Министерство по налогам и сборам (президентский указ предусматривает преобразование этого ведомства в Федеральную налоговую службу только после того, как депутаты примут соответствующие поправки в Налоговый кодекс) выпустило приказ, вводящий новые критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам.
Основных отличий от аналогичного приказа, датированного 2001 годом, три.
Прежде всего, МНС расширило спектр компаний, которые отныне будут считаться крупнейшими налогоплательщиками. Если раньше таковыми признавались лишь организации, суммарный годовой объем выплат налогов и сборов которых в федеральный бюджет превышал 1 млрд рублей, то теперь для ряда секторов экономики этот порог понижен (от 3 до 20 раз).
Отныне компании телекоммуникационной сферы будут считаться «крупнейшими», если ежегодно платят 300 млн руб. налогов, а транспортные компании – всего 50 млн руб. Таким образом, крупнейшими налогоплательщиками станут не только провинциальные сотовые компании, но даже компания «Автолайн», перевозящая москвичей в маршрутках «Газель».
Второе изменение – сокращение количества уровней администрирования крупнейших налогоплательщиков. Вместо трех их стало два: исчез окружной уровень, остались лишь федеральный и региональный.
Особый интерес представляет главное и кардинальное изменение ранее существовавшей практики – это применение, помимо традиционных показателей финансово-экономической деятельности, абсолютно нового критерия отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам: так называемого «отношения взаимозависимости между организациями».
Как гласит текст постановления, «организации, отношения с которыми могут в соответствии со статьей 20 части первой Налогового кодекса Российской Федерации оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними «крупнейшего» налогоплательщика».
Здесь следует отметить полную непрозрачность того, какими критериями будут руководствоваться налоговики при определении зависимости компаний. В Налоговом кодексе, на который ссылается постановление МНС, говоритcя буквально следующее: «Суд может признать лица (и организации.– «Газета.Ru») взаимозависимыми по иным основаниям… если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг)». С тем, что может признать суд, все желающие ознакомились на примере Басманного суда Москвы, чье искусство вынести решение ввело в русский язык термин «басманное правосудие».
Тем более, есть совсем свежий пример. Замглавы МНС Игорь Голиков, написавший в прошлом декабре генпрокурору известное письмо о налоговых преступлениях ЮКОСа, вменял в вину нефтяной компании именно использование зависимых компаний при уклонении от налогов.
Причем их зависимость Голиков определил самостоятельно, еще до решения суда.
А тот факт, что контроль за исполнением нового постановления исполняющий обязанности главы МНС Анатолий Сердюков возложил все на того же Голикова, лишь подтверждает эти опасения.
Перевод большого числа компаний и организаций в разряд крупнейших налогоплательщиков ничего хорошего им не сулит. Еще в прошлом году МНС намеревалась внедрить для «крупнейших» специальные правила налогового администрирования. Среди них – постановка на налоговый учет в специализированной отраслевой налоговой инспекции не только самого крупнейшего налогоплательщика, но и его головной организации (холдинга), причем независимо от ее места нахождения.
Кроме того, налоговики планируют создавать базы данных по финансовым и товарно-материальным потокам между взаимозависимыми налогоплательщиками. Сведения для этих баз данных планируется получать от различных контролирующих органов и отраслевых ИМНС, где состоит на учете один и тот же плательщик, занимающийся различными отраслями экономики.
Наконец, меры предусматривают организацию одновременных проверок крупнейших плательщиков, входящих в один холдинг.
Помимо непосредственно более жесткого налогового пресса на большее число компаний, приказ МНС означает солидную прибавку для федерального бюджета. Видимо, таким образом налоговики попытаются компенсировать выпадающие доходы от снижения единого социального налога и выполнять наказ президента о борьбе с бедностью.
Положение же регионов, а значит, и их зависимость от центра, только ухудшится. По словам руководителя управления МНС по Волгоградской области Вячеслава Сибирякова, «федеральный бюджет оставляет у себя относительно легко собираемые налоги, а на региональные и местные уровни передает такие, для сбора которых требуется серьезная работа и над определением реальной налогооблагаемой базы, и над привлечением к уплате налогоплательщиков».
Евгений Говоров
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий