– С чего нужно начинать подготовку к налоговой проверке?
– С создания легенды. Тут главное, чтобы сотрудники фирмы не противоречили друг другу. У нас часто как бывает? Руководитель на пару с главным бухгалтером решили отсрочить проверку, и директор говорит контролерам, что главбух болен или на фирме сломался сервер, поэтому распечатать требуемые документы нет никакой возможности. Это и есть легенда, сказка. Но тут кто-то из сотрудников, не зная о ней, пробалтывается, что видел главбуха сегодня на работе и выглядела она замечательно. Да и сервер не ломался, не далее как пять минут назад работник лично распечатывал документы.
Когда кто-то говорит одно, а другой – прямо противоположное, у чиновников возникают вполне обоснованные подозрения, что на фирме не все гладко.
– Допустим, проверка пришла, легенды у фирмы нет. Что делать?
– Надо быстренько собрать специалистов компании, спрятаться от чужих ушей в кабинете и придумать эту легенду.
Приведу живой пример. В наших южных широтах работает компания, которая торгует косметикой. В соседнем регионе у нее также есть центр продаж. Поставка и торговля осуществляется за счет так называемых мобильных складов – микроавтобусов. Для того чтобы не ездить каждый раз с товаром из одного региона в другой, компания сняла в соседней области склад и машины стали ставить на его территории. Для этого арендовали закрытое помещение. Если его считать именно складом, через который торгуют, то по законодательству автоматически возникает необходимость регистрации обособленного подразделения. Фирма этого не сделала. Факт нарушения – налицо.
Но у фирмы был грамотный юрист, он сказал: «Так, ребята, у нас не склад, а место под стоянку автомобилей». Представители фирмы договорились с арендодателем и переделали договор, изменив в нем пункт «Назначение помещения». Вместо записи «складское помещение» появилась новая – «закрытая автостоянка». Тем более что большая часть косметики и так находилась в машинах, а то, что оставалось на складе, тоже туда быстренько перегрузили. И когда в это помещение приехали налоговые инспекторы, они увидели, что там и в помине нет никакого склада, просто стоят машины. А то, что они под завязку набиты товаром, так это уже второй вопрос.
Легенду придумали с ходу. На ее осуществление потребовалось всего несколько часов. Но, если бы ее подготовили заранее, не было бы такой нервотрепки.
– Допустим, легенду мы придумали. Что дальше?
– Дальше надо оформить приказ «О налоговой проверке». В нем распишите порядок взаимодействия сотрудников фирмы с инспекторами, порядок снятия копий с документов. Также нужно назначить ответственного за проверку и указать, что все сотрудники обязаны общаться с инспекторами через этого посредника.
– Что дает такой приказ?
– Он позволяет пресечь неконтролируемую утечку информации. К тому же нередко бывает, что сотрудники фирмы по глупости или из вредности распускают язык, а уволить их за это невозможно. Но если у вас есть приказ, в котором сказано, что сотрудник имеет право общаться с контролерами только через конкретное лицо, а он нарушил его, расстаться с болтуном будет проще.
– Во время проверок, особенно длительных, налоговики часто сами копируют нужные им документы...
– Да, обычно инспекторам не запрещают делать копии. У нас вообще не принято что-либо запрещать проверяющим и инспекторы к этому привыкли. Но этой их привычкой фирма может воспользоваться с выгодой для себя. Опять же привожу пример из жизни.
На некой фирме шла проверка. Копии с документов, которые заинтересовали контролера, делала бухгалтер. Но, когда она ушла обедать, инспектор сам скопировал несколько платежек. Это зафиксировала камера наблюдения.
На следующий день выясняется, что копир сломался. Почему – догадайтесь сами. На фирму вызывают мастера, и тот пишет справку, что копир ремонту не подлежит. Бухгалтер в акте проверки указывает, что действиями налогового инспектора, который незаконно использовал чужое имущество, компании нанесен ущерб в 500 долларов. Сначала это вызвало взрыв негодования со стороны контролера. Потом, когда ему показали проект жалобы в отдел за соблюдением налогового законодательства прокуратуры и в УБЭП, вопрос был урегулирован. Все остались довольны.
В качестве защитного инструмента при проверках можно использовать и учетную политику фирмы.
– Каким образом?
– Многие смотрят на учетную политику с точки зрения бухгалтерии, а можно рассматривать ее, как некую броню, которая защищает фирму. Учетная политика – это определенные правила поведения фирмы. Там написано, что в таких-то ситуациях надо делать то-то и то-то. Здесь же отражают видение фирмой спорных моментов законодательства.
Многие налоговики требуют представлять им учетную политику вместе с годовым отчетом, и хотя закон к этому не обязывает, сделайте это.
Теперь представьте ситуацию: вы бухгалтер, у вас на фирме идет проверка. Инспектор говорит: «Это вы сделали неправильно, тут у вас тоже нарушение». А вы ему в ответ: «У меня в учетной политике, которую я вам сдал в начале года, написано, что в этой ситуации я буду действовать именно так, потому что это не противоречит закону. Я вас предупредил, вы мне ничего не возразили. Объясните, пожалуйста, почему сейчас вы говорите по-другому?» Уверяю, 90 процентов инспекторов согласятся с вами.
Если же контролер станет настаивать на своем, у вас появится формальный повод опротестовать его решение в суде. Ведь налоговая инспекция не возразила против каких-то пунктов учетной политики.
Еще один момент. Есть огромная разница между технической ошибкой и умышленной. Техническая ошибка не носит системного характера, является разовой и не влечет за собой уголовного наказания. За умышленную же вы можете попасть в места не столь отдаленные. Однако вы не сможете доказать, что ошибка – техническая, если она повторяется в пяти документах подряд, – это уже система. Но если эта система заложена в учетной политике, можно утверждать, что была сделана описка. Да, она повлекла за собой ошибки, но это было сделано ненамеренно. Также это обстоятельство дает шанс в 2 раза снизить размер штрафа.
– При общении с налоговиками очень важна психологическая сторона. На что следует обратить внимание с этой точки зрения?
– Россия была и есть страна личных связей, но бухгалтеры привыкли вести себя так, как будто они – жертвы. При проверках это проступает особенно явно. Или, что случается реже, становятся агрессивными. Не стоит бросаться из крайности в крайность. Надо вести себя достойно, помнить, что мы платим чиновникам зарплату и лично им вы ничего не должны.
Типичная ситуация: на фирму приходит милиционер или налоговик и принимается разглагольствовать: «Да что вы мне рассказываете, все недоплачивают налоги, и у вас явно есть нарушения. Давайте лучше признавайтесь, что на фирме не так». Бухгалтер и директор, зная за собой грешки, теряются и начинают оправдываться: «Да, бывает, но вы знаете...» А нужно отвечать просто: «С чего вы взяли, что мы мошенники? А я слышал, что все милиционеры и налоговики – взяточники». После такой фразы разговор на эту тему затихает – первая атака успешно отражена. Помните: контролеры тоже сказочники, и вот мы друг другу рассказываем сказки: кто кого переговорит.
Инна СЕДОВА
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий