С тех пор, как вступил в силу Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, прошел почти год. Однако обещанные правительством новые подзаконные акты к этому документу за это время так и не появились. Как мы выяснили, это вызвано тем, что чиновники из разных ведомств никак не могут договориться о дальнейшей судьбе кассовых машин. И хотя официальным разработчиком документов по ККМ является налоговая служба, утвердить их без согласования с другими ведомствами она не может. Последние правительственные споры разгорелись вокруг проблемы контроля за фискальной памятью.
Подковерные игры ФСБ
Идея усилить контроль за применением ККМ не нова. Так, ФАПСИ (функции которого сейчас перешли к ФСБ) уже давно разработало специальное средство криптографической защиты – электронную контрольную ленту защищенности (ЭКЛЗ). Эта лента представляет собой небольшое устройство, вставляемое в специальное гнездо ККМ. Контролировать выручку оно может так. При каждом пробитии кассового чека устройство генерирует особый код. Этот код регистрируется в трех местах: в фискальной памяти, на кассовом чеке и на контрольной ленте. Кроме того, ЭКЛЗ фиксирует в своей памяти всю информацию о пробитых по кассе суммах, а также время и дату операции.
По сути, электронная лента всего лишь дублирует фискальную память ККМ. Однако разработчики пропагандируют законодателям ее как надежную защиту от корректировки содержимого блока фискальной памяти. Продвигать свое изобретение разработчики ЭКЛЗ начали уже давно. Они неоднократно предлагали запретить применение кассовых аппаратов, не оснащенных этим устройством. Однако поддержки в правительственных кругах эта идея не находила.
И вот электронная лента снова появляется на арене. ФСБ предлагает включить требования о ней в новые типовые правила работы на ККМ. По планам правительства эти правила должны появиться до конца этого года. Однако проект этого документа разработан уже сейчас.
Нам удалось ознакомиться с этим проектом. И вот что мы в нем увидели. Значительная часть документа посвящена описанию работы некоего «шифровального средства». Оказалось, что это та же самая электронная лента, только почему-то под другим именем. Применять шифровальное средство проект обязывает всех без исключения владельцев кассовых машин.
Насколько реальна эта угроза, мы решили выяснить в департаменте организации налогового контроля МНС России. По логике именно это ведомство должно быть больше всех заинтересовано в усиленном контроле за кассами. Однако, как оказалось, налоговая служба категорически против новых средств защиты. Вот как прокомментировал нам это Михаил Соломин, главный госналогинспектор:
«Оснащение касс электронными лентами нам невыгодно. Ведь поставить их на кассы – это только полдела. Содержащуюся в них информацию нужно будет еще расшифровывать. Для этого в каждой инспекции придется устанавливать специальное оборудование. А вот окупятся ли эти затраты, еще неизвестно. Не исключено, что «народные умельцы» быстро научатся вскрывать шифровальное средство и корректировать его. Так же, как это происходит с фискальной памятью».
Таким образом, идея дополнительного контроля с помощью электронных лент – это не более чем амбициозные планы разработчиков этого изобретения. Реализовав их, они получат контроль за огромным рынком дорогостоящего производства. Затевать кардинальные изменения в законодательстве только ради этого государству не имеет смысла. Однако последнее слово останется за правительством.
А отдуваться придется нам
Если правительство одобрит предложение ФСБ, новые проблемы фирмам обеспечены. Для начала из Госреестра уберут все модели ККМ, к которым нельзя подключить электронную ленту защиты. Это значит, что регистрировать кассовые аппараты таких моделей налоговая инспекция уже не будет. Работать на старых машинах фирмам разрешат только до истечения срока их амортизации.
А вот работу новых касс инспекторы будут проверять по особой методике. При проверке ревизоры снимут с кассовой машины специальный фискальный отчет, содержащий все данные о выручке, которые накоплены в фискальной памяти кассы. Помимо этого в отчете отразятся все коды, сгенерированные электронной лентой. Эти коды инспекторы сверят с проверочными. То есть с теми, которые должно выдавать невзломанное шифровальное средство. Их налоговики рассчитают по особой методике. Если коды в фискальном отчете не совпадут с проверочными, налоговая инспекция обвинит фирму в том, что она вмешалась в память кассы, используя специальное устройство корректировки выручки.
Последствия этого очевидны – штраф за неприменение ККМ (ст. 14.5 КоАП РФ). Кроме того, инспекторы назначат выездную проверку, чтобы выявить другое нарушение – неполное оприходование наличной выручки (штраф за это установлен в ст. 15.1 КоАП РФ).
Л. Зеленкова, эксперт ПБ
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Нужно ли в учетной политике писать о раздельном учете?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий