Атипичные конгрессмены
Конгресс расположился в шикарном отеле «Арарат Парк Хаятт» в самом центре Москвы. Чиновники собрались как на подбор: Минэкономразвития представлял ярый реформатор Андрей Шаронов, позицию МНС защищал заместитель министра Владимир Гусев (также в народе был замечен и отец налогового учета Карен Оганян). Был тут и новый бухгалтерский король Минфина Леонид Шнейдман. Бывший минфиновский руководитель счетоводов Александр Бакаев тоже присутствовал в зале, но держался довольно скромно. Бухгалтерское сообщество представляли типичные счетоводы совершенно обычных компаний: главные бухгалтеры РАО ЕС, «Северсталь-групп», Российских железных дорог, счетные работники из «Лукойла» и «Юкоса». Кому, как не им, знать все тяготы учетного труда.
Высокие гости не расстроились и даже не удивились, когда выяснилось, что путь российской отчетности уже давно определен – это переход на МСФО. Во вступительной речи председатель попечительского совета фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» Евгений Ясин объяснил цель собрания: нужно решить, как перейти на международные рельсы с наименьшими потерями для всех.
Никаких «мутантов» не будет
Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов заявил, что современные российские правила бухучета совершенно не соответствуют запросам времени.
– Предприятия рассчитывают какие-то мифические показатели, которые не удовлетворяют ни государство, ни их собственников, – сказал замминистра. – Наши стандарты уже устарели, и регулировать экономику на таких показателях просто опасно.
Шаронов предложил полностью реформировать все принципы бухгалтерского учета. Причем никаких «мутантов» Минэкономразвития не приемлет: нужен не русский вариант МСФО, а международные стандарты в чистом виде.
– Только не надо обременять малый бизнес лишней отчетностью, ему международные стандарты пока не нужны. Для малых фирм необходимо снизить административное давление, количество отчетности и число контролеров, – порадовал реформатор.
Большие компании должны работать только по МСФО, и первый шаг к этому уже сделан. По словам Шаронова, министерства внесли в правительство законопроект о консолидированной отчетности.
– У нас не было цели прописать там все компании. Не буду скрывать: есть разногласия с Минфином – кто и когда должен переходить на МСФО. Пока мы договорились, что это касается только крупных компаний, которые уже работают по этим стандартам.
При этих словах представитель Минфина Леонид Шнейдман наконец-то прекратил свою милую беседу с заместителем председателя Центробанка Татьяной Парамоновой и приготовился защищаться.
Бухгалтеры как студенты
Пока г-н Шнейдман шел до трибуны, Евгений Ясин успел выговорить длинное название его новой должности: директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Министерства финансов.
Леонид Зиновьевич начал издалека: с интермедии Геннадия Хазанова о студенте кулинарного техникума.
– Помните: «Что не хватает к этому борщу?» – «Хлеба». Вот и мы должны решить, что нам нужно для перехода на МСФО. То, что рано или поздно на международные стандарты перейдут все, уже ни у кого не вызывает сомнений.
Это заявление убило последнюю надежду на спасение от западной «экспансии». Но, наверное, ничего другого и нельзя было ожидать от бывшего партнера аудиторской компании «ПрайсВатерхаузКупер», который не так давно вместе с Центробанком учил российские банки жить по международным стандартам.
Г-н Шнейдман не скрыл, что с введением МСФО возникнет куча проблем. Первая – перевод стандартов на русский язык. По мнению финансиста, необходимо создать специальную организацию, в которой должны работать высококлассные переводчики и специалисты по бухучету и аудиту.
– Еще один серьезный вопрос – обучение бухгалтеров, аудиторов, директоров и госслужащих МСФО, – заявил Леонид Шнейдман. – Думаю, в первую очередь надо учить и убеждать топ-менеджеров предприятий. Если у них возникнет потребность в МСФО, то бухгалтеры никуда не денутся и быстро все освоят. Это как экзамен по китайскому: студенты не спрашивают, зачем он нужен, вопрос только в том, сколько времени дается на подготовку.
Свою пламенную речь Шнейдман закончил призывом: «Давайте прекращать дебаты и двигаться в сторону МСФО!»
Во время перерыва минфиновского оратора обступили тесным кольцом чиновники и бухгалтеры. Поняв, что к новому финансовому королю мне не подобраться, я вышла в фуршетный зал и наткнулась на Александра Бакаева, которого уже «терзала» журналистка. Бывший противник Оганяна поведал, что пока он не определился с дальнейшей судьбой, но, возможно, останется в Минфине и будет радовать бухгалтеров своим творчеством.
Опять 25!
После фуршета слово дали налоговикам. Ведущий конгресса Евгений Ясин долго думал, как представить Владимира Гусева.
– Мы пока не реформировались, поэтому я заместитель министра МНС, – пришел на помощь выступающий.
Однако налоговик не стал рассказывать о прелестях МСФО и завел разговор о наболевшем: реформировании налогового учета.
– Сейчас для нас самое главное – сближение бухгалтерского и налогового учетов. Это ненормально, что налоговый учет используется только при расчете налога на прибыль. Мы разработали и продолжаем вносить поправки в 25-ю главу Налогового кодекса, которые должны разрушить стену между двумя учетами.
При этих словах двое бухгалтеров, сидевшие рядом со мной, заметно оживились.
– Ну наконец-то до них дошло! Вообще непонятно, кому нужен налоговый учет, все можно делать и в бухгалтерском, – с сарказмом заметила одна из них.
– Столько нервов потратили, а теперь назад?! Разогнать их всех пора, – возмущалась другая.
После налоговиков свое мнение высказал управляющий партнер «Эрнст энд Янг» по СНГ Ханс Йукум Хорн. Как ни странно, он оказался самым осторожным реформатором.
– Нам кажется, необходимо сближать российские и международные стандарты постепенно. Не нужно, чтобы компании составляли четыре отчетности: налоговую, бухгалтерскую, международную и управленческую. Это бред, но именно такое сейчас происходит в России. Нужно, чтобы фирмы вели один, удобный для них учет.
Остальные выступавшие не сомневались в необходимости МСФО: все обсуждали проблемы, связанные с переходным периодом...
Лариса СЕРГЕЕВА
Комментарии (0)
Оставить комментарий