Просветите банковского клерка
Если на вашем расчетном счете водятся деньги, энергетики без труда переведут их на свой. Для этого им достаточно выставить платежное требование с магической для банковской операционистки фразой: «Без акцепта. Указ Президента РФ от 18 сентября 1992 г. № 1091».
Ответственность за правильность безакцептного взыскания несет получатель ваших денег, но банк вполне может противостоять ему. Клерки обязаны тщательно проверять документы на безакцептное списание и, обнаружив нарушение, отправить их обратно к взыскателю.
Чтобы иметь время напомнить об этом операционистке, приучите ее предупреждать вас о поступлении документов на безакцептное списание. Важный момент: оставляйте клеркам действующий контактный телефон. Банки принимают решения очень быстро, и полдня вас разыскивать никто не станет.
Во времена энергетической реформы нужно все время быть настороже. Ваша энергоснабжающая организация может неожиданно даже для своей бухгалтерии заключить агентский договор с каким-нибудь ЗАО «Урюпинскэнергосеть», поручив ему сбор денег с потребителей. В результате в банк приходят дублирующие друг друга требования: и от энергетиков, и от их агентов.
В этом случае восвояси нужно отправить требование агента. Посоветуйте операционистке сослаться на пункт 11.2 Положения Центробанка от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Мол, наш клиент не сообщил нам, что заключил договор с вами.
Собственно, платежные требования в том виде, как их сейчас оформляет большинство энергетиков, вообще не подлежат оплате. В поле «Назначение платежа» обычно указана ссылка на налоговый счет-фактуру за прошлый месяц. Его сумма редко совпадает с суммой платежного требования, так как с 1 апреля 2000 года потребители обязаны авансировать энергетиков.
Однако в упомянутом положении Центробанка ничего не сказано о том, что безакцептное списание распространяется и на авансы. Следовательно, за суммы, перечисленные сверх того, что указано в счете-фактуре, банк должен заплатить проценты (ст. 856 ГК).
Впрочем, создавать проблемы любимому банку – себе дороже. Лучше следовать инструкции «Как избежать безакцептного списания» (она приведена внизу страницы). Эта инструкция составлена на основе специальных памяток, которые разрабатывают для своих клиентов в некоторых банках.
Вспомните советскую власть
Чтобы компенсировать расходы на некачественные услуги энергетиков, вооружитесь постановлением Совмина СССР от 30 июля 1988 г. № 929 «Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям». В нем есть очень интересный подпункт «а» пункта 10. Он обязывает энергоснабжающие организации в случае нарушения обязательств выплачивать потребителям штрафы.
Монополисты всегда составляют договоры в свою пользу, оговаривая максимум ваших обязанностей и минимум своих. И все же пункт, предусматривающий поставку, к примеру, качественной электроэнергии, убрать они не могут.
Если на самом деле вам будут поставлять электричество напряжением 160–180 вольт вместо 220 положенных, то вы имеете право на взыскание штрафа в размере 25 процентов от стоимости такой энергии. Перебои в поставках и вовсе караются десятикратной стоимостью неотпущенной электрической энергии и пятикратной стоимостью тепловой.
Не переплати
Отношение энергетиков к разногласиям с потребителями отлично проиллюстрировала Татьяна Величко, сотрудник отделения «Энергосбыта», входящего в состав ОАО «Красно-ярскэнерго»: «Иногда к сетевым предприятиям, отвечающим за поставку, действительно предъявляются претензии. Например, написали в счете 100 кВт, а потребитель считает, что поставили меньше. Сетевики выезжают, замеряют и выясняют, что поставили в полном объеме. И вообще, претензии в основном предъявляем мы, а не к нам. Не платят вовремя за энергию».
В ее высказывании лишь одно вызывает удивление: некоторые энергетики снисходят до того, чтобы рассматривать претензии потребителей! Более правдиво выглядит письмо нашей читательницы Евгении Лексашовой из N-ска: «Претензии по поводу слабого напряжения ”Энергосбыт” не принимает. Мотивируют тем, что они собирают только деньги, а электроэнергию поставляет подстанция. На подстанции говорят, что дают качественную энергию, а претензии предъявляйте тем, кому платите деньги».
Для бухгалтера в этой ситуации самое печальное – возможные придирки налоговиков. Завышенные платежи за недополученную или некачественную энергию инспектор без труда отнесет к непроизводственным расходам. Более того, отъявленные формалисты могут потребовать акт выполненных услуг. Они будут правы, указав, что вы не можете приходовать потребленную энергию ни по счету, ни по счету-фактуре энергетиков. Это можно делать только на основании первичного бухгалтерского документа. В данном случае – акта.
Напомним, что еще в прошлом году начальник одного из департаментов налогообложения прибыли МНС Владислав Синилов cделал сенсационное заявление относительно пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса: «Датой осуществления расходов по оплате работ и услуг производственного характера считается дата подписания акта приема-передачи. А многие ли оформляют такой акт, например, на транспортные услуги?»
Когда его спросили: «А счет-фактура подойдет в качестве первичного документа для налога на прибыль?» – он ответил отрицательно, согласившись, что читает Налоговый кодекс формально (см. июльский номер «Расчета» за 2003 год, стр. 78). Увы, с тех пор позиция налоговиков не изменилась.
Абсурдность замены, скажем, железнодорожной накладной на акт легко доказать в суде, а вот акты на услуги энергетиков существуют. Более того, потребители, считающие свои деньги, находят способы заставить энергетиков их оформлять.
Сам себе счетчик
Пару лет назад Татьяна Абрамова, начальник Контрольно-ревизионного управления администрации Саратова обнаружила, что «Саратовэнерго» регулярно завышает счета по теплоснабжению. Сумма оказалась приличной: по четыре миллиона в месяц. Энергетики ссылались на показания приборов учета на ТЭЦ, Татьяна Абрамова же сделала собственные расчеты.
Она учла проектную нагрузку зданий, то есть сколько тепловой энергии в час потребляет определенный объект, получила справку из центра метрологии о температуре воздуха и рассчитала фактически потребленное тепло.
Изучив «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя» (утверждены Минтопэнерго 12 сентября 1995 г. № Вк-4936), Татьяна Абрамова добилась, чтобы представителя администрации допустили к приборам учета на ТЭЦ и журналам учета источника теплоты.
Оказалось, что при поломке приборов энергетики рассчитывали отпущенное тепло по... максимальным показаниям приборов, а не по средней величине за три дня до поломки, как это установлено упомянутыми правилами.
Сейчас одно дело уже выиграно в суде, на подходе еще два. Завышенные счета возвращены энергетикам. В Саратове они больше не допускают вольных расчетов и кроме счетов оформляют акты, разработанные администрацией города.
Интересы фирм отстаивает Саратовская торгово-промышленная палата. Ее пресс-секретарь Надежда Ларгина сообщила, что независимые эксперты разработали новые типовые договоры, учитывающие интересы и потребителей, и поставщиков энергоресурсов в вопросах безакцептного списания.
Если движение по борьбе с монополистами еще не дошло до вашего города, то вряд ли стоит рассчитывать на акты и скрупулезные расчеты. Однако даже в одиночку, припугнув энергетиков штрафом, вы добьетесь более внимательного отношения к вашей фирме.
Как избежать безакцептного списания
- Обнулите свой расчетный счет, как только операционистка сообщит вам о платежном требовании с пометкой безакцептного списания.
- Добейтесь, чтобы организация-взыскатель подготовила письмо об отзыве ошибочного требования. Лично отвезите его в банк.
- Если пункт 2 не сработал, подавайте в суд исковое заявление и в порядке обеспечения иска требуйте запретить организации-взыскателю списывать деньги с вашего счета. Суды такие требования обычно удовлетворяют. О том, как правильно составить заявление об обеспечении иска, «Расчет» рассказывал в майском номере за этот год на стр. 78.
Наталья ЛЕЙМАН
Комментарии (0)
Оставить комментарий