Раздача ручек, брелоков, ковриков для мыши с фирменным логотипом – довольно популярный способ саморекламы. Говорят, эффективность его достаточно высока. Но бухгалтер не должен забывать о налоговых последствиях этих мероприятий. Иначе к расходам на проведение рекламных кампаний добавятся еще и штрафы. Санкции могут быть связаны со сведениями о доходах, которые получили люди от бесплатно врученной им «сувенирки». Эти сведения работники МНС требуют в обязательном порядке представить в инспекцию по форме № 2-НДФЛ (утверждена приказом МНС России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583). Правы ли они? Внимательно почитаем закон.
В Налоговом кодексе
Изначально будем считать, что стоимость раздаваемой «сувенирки» меньше 2000 рублей за штуку. Согласитесь, как правило, оно так и есть. Раздаривать, скажем, ручки дороже 2000 рублей позволит себе очень редкий коммерсант.
Объясняя свои требования, инспекторы ссылаются на статью 230 Налогового кодекса, где сказано: «Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде...». В нашем же случае, к сожалению, фирма налоговым агентом как раз является. Это вытекает из пункта 1 статьи 226 кодекса. Причем признается агентом, несмотря на то, что главный налоговый документ освободил такой доход от налогообложения (п. 28 ст. 217 НК РФ). И соответственно бухгалтеру исчислять НДФЛ, удерживать его, платить в бюджет – а это как раз то, что по определению делает агент – не надо. Итак, вести учет розданных фирмой «призов» по форме № 1-НДФЛ формально вы все же должны. Пойдем дальше.
Сведения о доходах надо представить в инспекцию до 1 апреля следующего года по форме № 2-НДФЛ. Так написано в статье 230 Налогового кодекса.
Однако сплошь и рядом налоговые инспекторы заявляют, что, мол, ждут эти сведения в течение месяца после раздачи подарков. При этом они указывают на пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса, где идет речь о случаях, когда невозможно «...удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога...».
Обратите внимание: этого требовать налоговики не вправе. Приведенная норма работает лишь тогда, когда НДФЛ начисляют, но удержать его возможности нет. К нашей ситуации это отношения не имеет. Ведь если человек получил от фирмы «сувенирку», подоходный налог на нее не начисляют (этот доход, как уже упоминалось выше, налогом не облагается).
Таким образом, вот к чему мы пришли. Заводить форму № 1-НДФЛ на каждого получающего сувенир по закону надо. И сведения по форме № 2-НДФЛ на этих лиц следует представлять в налоговую инспекцию до 1 апреля следующего года. В противном случае инспекторы грозятся оштрафовать фирму по 126-й статье Налогового кодекса – по 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В результате получается, что, прежде чем подарить человеку, скажем, кружку, надо потребовать у него паспорт и переписать все данные. Вроде как подарок мы вам дарим от чистого сердца, но налоговой инспекции про вас все расскажем.
Вероятно, это похвально – выполнять и такие чудные требования кодекса. Но, как нам кажется, заниматься этим можно, лишь когда у бухгалтера масса свободного времени. А, как правило, это не так.
На практике
Большинство фирм учет по розданной «сувенирке», естественно, не ведут. Соответственно никаких сведений не представляют. Каждая из них выкручивается по-своему.
Первое, что приходит на ум, – списать все розданное на общехозяйственные расходы. Этот способ вполне подойдет, если вы дарите людям ручки, блокноты, стикеры, коврики для мыши и прочую канцелярщину. Доказать потом, что фактически для предприятия ничего куплено не было, практически невозможно. В особенности если у вас среднее или большое предприятие. Ведь для этого инспектору нужно как минимум произвести на нем обыск с целью установить, сколько реально, например, ручек используют сотрудники. Но это уже теоретические изыски.
Разумеется, если списанной «сувенирки» очень много, проверяющий может поднять вопрос об экономической обоснованности таких расходов. И в принципе будет прав. Так что вариант со списанием расходов на общехозяйственные имеет разумные пределы использования. Каждый их определяет самостоятельно. Также описанный вариант не подойдет, если вы израсходовали пару тысяч футболок, кепок, кружек, календарей. Как поступают в этих случаях?
Отвечаем: поступают не совсем законно. Одни компании покупают имущество для раздачи за «черный нал». В этом случае не придется его приходовать, и соответственно не возникнет проблем со списанием.
Другие предприятия прибегают к помощи своего партнера (или же фирмы-«однодневки»). Тот покупает «сувенирку» за очень низкие цены. Тем самым в налоговом учете основной фирмы формируются расходы (ведь в затраты будет включаться покупная стоимость «сувенирки»). Идеальный вариант, если вы исчисляете НДС «по оплате» и налог на прибыль по методу начисления. В этом случае сделка может быть неоплаченной. Иными словами, перевод денег будет необязателен. Судите сами: до момента поступления от партнера денег НДС вы платить не должны и в то же время налогооблагаемая прибыль уменьшается.
Своим опытом решила поделиться Марина Федотова, главный бухгалтер ООО «Клаус» г. Санкт-Петербурга: «Недавно моя фирма раздавала брелоки. Чтобы не подавать на людей сведения, я все провела под маркой рекламной кампании. Однако моим аргументом было не то, что в этом случае невозможно определить конкретный доход человека. Доказывать это инспектору бесполезно. Мой козырь в том, что он не сможет меня оштрафовать. Вернее, не сможет посчитать и обосновать сумму штрафа. Поясню. Штраф по 126-й статье кодекса зависит от количества непредставленных документов. В моем же случае указать, сколько конкретно сведений я должна была представить, невозможно. Один человек мог взять и 100 наших брелоков... Следовательно, 126-ю статью использовать нельзя. В частности, об этом говорит постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. по делу № А13-6442/03-21. Так что мое маленькое нарушение остается безнаказанным».
Ю. Перхова, эксперт ПБ
Комментарии (0)
Оставить комментарий