Пользы от основных средств, по которым полностью начислена амортизация, немного. Да, они продолжают использоваться фирмой. Но включать в налоговую себестоимость амортизацию по ним уже не получится. Правда, из любой ситуации есть тот или иной выход. Вот о нем и поговорим.
Долгоиграющая пластинка
Один из простых способов – внести это имущество в совместную деятельность. Сразу оговоримся. Способ хорош, если его стоимость достаточно высока. Например, речь идет об изношенной недвижимости. Если основные средства стоят недорого, овчинка выделки не стоит.
Ну а теперь перейдем к достоинствам и недостаткам схемы. Достоинства очевидны. Такое основное средство оценивают участники простого товарищества. То бишь, оцени его хоть в рубль, хоть в миллион. Исходя из этой стоимости по нему и надо начислять амортизацию. Поэтому в нашем случае миллион, конечно, лучше.
Нельзя не отметить, что налоговая служба придерживается несколько иной точки зрения. Как сказано в Методических рекомендациях налоговиков (приказ МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729), такие основные средства должны оцениваться исходя из их остаточной стоимости по данным передающей стороны (п. 4.1). Так как она будет равна нулю, то и начислять амортизацию не с чего. Почему налоговое ведомство решило «разрулить» этот вопрос подобным образом, понятно. Их задача – собрать побольше налогов. Но откуда эта норма взялась в методичке, сказать сложно. В Налоговом кодексе подобных требований не было и нет. Из этого можно сделать вывод, что налоговики в очередной раз занялись любимым делом – дополнением законов новыми правилами и нормами. Законно ли это? Ответ очевиден – нет. Обращать ли на это внимание? Этот вопрос вам придется решить самостоятельно.
Несколько слов о налоге на имущество. Его платить, как это ни странно, не придется. Штука в том, что этим налогом облагается «остаточная стоимость признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества». В нашем случае она будет равна нулю.
Теперь перейдем к примеру. Допустим, вы занимаетесь торговлей, и у вашей фирмы есть старое здание, которое отслужило свой срок. Вы организуете совместную деятельность и вносите ее в качестве вклада. По договору простое товарищество будет делать то же самое, что делала ваша фирма, то есть торговать. Однако теперь ваша деятельность будет называться не торговой, а совместной. Выгода очевидна. Здание оценено в миллион. По нему вновь начисляется амортизация. Ее сумма уменьшает полученную прибыль.
Не имей сто друзей, а имей сто рублей
Прочитав это, многие схватятся за голову. Как найти фирму, которая согласится стать товарищем? Как делить с ней доходы? Как вести учет?
Тут все довольно просто. Фирму искать не обязательно. Достаточно индивидуального предпринимателя. Им может стать, например, учредитель вашей фирмы. Доходы нужно делить так, как это написано в договоре простого товарищества. Самый простой вариант – пропорционально вкладам. Ваш вклад – 1 млн. Вклад предпринимателя – 1 рубль. Доходы будут делиться один к миллиону, то есть львиная часть прибыли (а точнее, практически вся прибыль) принадлежит вашей фирме.
Ведение общих дел (проще говоря, бух- учет), конечно, надо взять на себя. Учет при совместной деятельности в принципе такой же, как и при обычной. Основные средства учитываются на счете 01, нематериальные активы – 04, деньги в кассе – 50 и т. д. Единственное, о чем не нужно забывать: он ведется отдельно от учета самой фирмы (на отдельном балансе). Конечно, определенные нюансы есть. Но подробно на них останавливаться не будем. Цель статьи не в этом.
Цена овчинки и выделки
Работы у бухгалтера, безусловно, прибавится. Придется разбираться в тонкостях совместной деятельности, составлять отдельный баланс, делить доходы и расходы фирмы. Заниматься этим можно при одном условии. Схема позволяет значительно снизить налог на прибыль. В противном случае лучше оставить все как есть.
Л. Бабина, аудитор
Комментарии (0)
Оставить комментарий