Как и договаривались, я подъехал в казино к десяти утра и застал Ирину за телефонным разговором с руководителем. Пока главный бухгалтер беседовала, я огляделся. Приятный офис, милые девушки-помощницы, в общем, спокойная идиллия, ничуть не напоминающая созданный фильмами стереотип сверхсекретной комнаты с пачками денег на столах и вооруженной охраной.
Как удалось выяснить, в бухгалтерии казино работает пять человек. Собственно главный бухгалтер, ее заместитель, еще две девушки, занимающиеся первичкой, и главный советник по правовым вопросам – юрист. По словам заместителя главбуха Ксении Потаповой, работают они с десяти часов утра и до шести вечера, но иногда приходится задерживаться до восьми или десяти. В крайних случаях (сдача отчетности) сотрудники выходят в субботу.
Повесив трубку, Ирина пояснила свой столь ранний разговор с начальством:
– Казино и бухгалтерия находятся в разных зданиях недалеко друг от друга. Так что если надо узнать свежие новости или получить срочные указания от начальства, то проще позвонить по телефону, чем тратить время на ходьбу.
Встречают по одежке
Чтобы составить впечатление о самом заведении, Ирина провела для меня небольшую экскурсию в «святая святых». Казино располагалось на первом этаже жилого здания, но при этом выглядело достаточно солидно. Тем более что недалеко от входа, на небольшом постаменте красовался джекпот – новенький автомобиль марки Volvo.
Первым пунктом нашего променада стал бывший подвал. Теперь там нашел свое место отлично оформленный ресторан с вполне доступными ценами богатого меню. Мягкий свет, несколько бильярдных столов, атмосфера уюта и спокойствия – это, пожалуй, лучшая обстановка, чтобы немного отдохнуть от напряженной игры.
– Когда-то мы начинали именно с него, – ностальгически произнесла Ирина, оглядывая пустые столики. – В далеком 1995 году тут было просто кафе, а идея сделать казино появилась лишь год спустя.
Выпив в ресторане по чашечке кофе, мы поднялись на первый этаж. В игровых залах было пусто – основная масса клиентов обычно появляется ближе к вечеру. В принципе время появления клиентов сильно зависит от имиджа и расположения казино. Например, большие игровые салоны центра Москвы «держат» посетителей круглосуточно. Среди публики таких заведений можно встретить крупных бизнесменов, политиков и других знаменитостей. Игорные дома поменьше, к коим относится и Иринино казино, рассчитаны на более широкий круг. Там играют абсолютно все – от главы небольшой фирмы до обычного менеджера.
Учитывают по уму
Когда мы вернулись в другой офис, на столе у главного бухгалтера появилась папка с отчетами за смену:
– Вот и наша утренняя работа. Каждый день мы принимаем отчеты за смену от казино, ресторана и двух баров. Потом заносим данные в «1С», – сказала Ирина, открывая папку.
В казино вся оплата идет через кассу. Схема следующая: ставить можно только фишки – деньги в виде ставок принимать запрещено. В кассе клиент меняет свои кровные на фишки и только потом идет к столам. В случае выигрыша там же происходит обратная операция – фишки меняют на деньги.
– По сути тут тоже действует схема «деньги – товар – деньги», только в роли товара у нас выступают фишки, – уточняет Ирина. – Их цена измеряется в условных единицах, приравниваемых доллару. Только мы работаем по собственному курсу, который сами определяем исходя из спроса и предложения. Кроме того, нам необходимо держать курс на определенном уровне как можно дольше. В противном случае, если бы мы следовали за кусом Центробанка, то пришлось бы производить переоценку активов чуть ли не каждый день.
Кроме наличных казино принимает и кредитки. Раньше в этом отношении вести дела было сложнее – кассиры работали с механическим приспособлением для снятия оттиска с кредитной карты, называемом импринтером. После «прокатывания» карты через такое устройство кассир должен был обязательно позвонить в банк и узнать, хватает ли у клиента денег расплатиться. Также по импринтерам нужно было отчитываться, ездить в банк и сдавать отчеты со слипами кредиток (третий экземпляр оттиска, на котором стоит подпись клиента). И только после получения такого отчета через десять дней банк переводил деньги на счет казино.
Сейчас на кассах устанавливают терминалы, которые за счет прямой связи с банками сокращают время поступления денег на счет до трех дней. При работе с терминалом кассиру нужно всего лишь вставить кредитку в считывающее устройство, проверить баланс карточки и сравнить информацию экрана компьютера с тем, что написано в паспорте клиента. По итогам любой операции терминал выдает счет, на основе которого ведется отчетность.
– Кстати, недавно у наших коллег из другого казино возникли проблемы, связанные с использованием терминалов одного из покачнувшихся банков. Им пришлось приостановить оплату кредитными картами, – рассказывает Ирина.
В этом деле нечего скрывать
К двум часам дня Ирина Корсакова уже разобрала отчеты за смену, сделала несколько звонков в банк для уточнения вопроса прихода средств и успела обсудить с юристом договор на рекламу.
Я же к этому времени только немного освоился и научился более или менее ориентироваться в помещениях. Особенно понравился небольшой сейф, который также не вписывался в мое представление о золотом дне игорного бизнеса. Ирина проследила мой взгляд и, загадочно улыбнувшись, спросила:
– А хотите, я вам выдам маленький секрет?
Я, естественно, согласился, пообещав, что никому не скажу.
– На случай крупных выигрышей, которые касса покрыть не способна, в сейфе каждого казино обязательно присутствует страховая сумма. Она формируется по специальному разрешению Центробанка при открытии казино и может лишь пополняться.
– Люди должны выигрывать, в противном случае у них просто пропадет интерес, – продолжила Ирина. – Это же касается и страховой суммы. Многие игорные дома часто затягивают с выдачей крупных выигрышей и в итоге добиваются того, что обиженный клиент к ним больше не возвращается играть.
Еще оказалось, что бухгалтерский учет игорного дела предельно прост. Положительный результат работы отражается как внереализационный доход, а при больших убытках идет расход.
Платить налоги тоже просто. По московским ставкам один стол, будь то рулетка или «Блэк Джек», обходится в 100 тысяч рублей в месяц, а игровой автомат – в 3750 рублей ежемесячно.
– Сложности возникают при создании общего баланса, – вздыхает Ирина. – Ведь кроме азартных игр в казино есть два бара и ресторан. А распределить затраты на разные виды деятельности – тяжелая задача. Согласитесь, что нельзя точно определить, сколько электричества потребляют лампочки над бильярдными столами. Так что приходится распределять затраты в процентном отношении по удельному весу в общем обороте.
Предельно простой, но закрытый бизнес
К концу рабочего дня немного «успокоился» телефон, да и большинство дневной работы было сделано, поэтому мы с Ириной смогли спокойно пообщаться.
– В 1996 году игорный бизнес в стране только зарождался, – вспоминает Ирина. – В те времена начинающие игорные дома попадали в информационно-юридический вакуум. Было совершенно неизвестно, как вести учет или документооборот. Нам приходилось самим разрабатывать под себя первичку и согласовывать ее в Ассоциации развития игорного бизнеса. Кстати, последняя очень сильно помогла советами и информацией. Некоторые идеи ассоциация позаимствовала именно у нас, а потом внедряла их в других казино.
– Вы знаете, я представлял себе игорный бизнес немного иначе. Я думал, что тут меня будут ждать люди, связанные с криминалом, кучи денег в огромных сейфах и вооруженные охранники размером с двустворчатый шкаф, – озвучил я давно созревшую мысль.
– Совершенно с вами согласна. Из-за западных фильмов и детективных романов люди решили, что казино и мафия почти синонимы. На самом деле все далеко не так.
– Но все-таки казино нельзя назвать открытыми организациями...
– Любое дело, связанное с деньгами, не любит гласности. Наша закрытость объясняется интересам клиентов. Люди, приходящие в казино, попросту не хотят «светиться». Да и зачем им это? Хоть бизнес наш и закрыт, но скрывать нам нечего – налоги фиксированы, так что даже схемы не нужны, все и так предельно просто.
Артем ДРОЗДОВ
Комментарии (0)
Оставить комментарий