Учеты ближе, налога больше

Учеты ближе, налога больше

03.09.2004   |   0Оставить комментарий
О поправках в главу 25 Налогового кодекса чиновники с пеной у рта твердят на пресс-конференциях уже больше года. Депутаты намерены принять проект закона, который изменит правила расчета налога на прибыль, уже к осени. Возможно, поправки упростят жизнь бухгалтеров. Но только взамен на увеличение налоговой нагрузки на фирму

Судя по тексту закона, работа чиновников с главой 25 шла в трех направлениях. Помимо чисто редакционных правок они решили избавиться от основных неясностей и противоречий, одновременно сблизив налоговый учет с бухгалтерским. Результат оказался негативным: основная масса внесенных поправок лишь ухудшила положение фирм, уплачивающих налог на прибыль. Хотя есть и несколько положительных изменений.

Вторичные документы

Прежде всего законодатели расширили круг документов, которые служат подтверждением доходов и расходов фирмы.

Сейчас в состав расходов можно включить лишь затраты, на которые у фирмы есть «российская» первичка. Новый закон позволит фирмам, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, подтверждать свои расходы и заграничными документами.

Совсем без ограничений законотворцы обойтись не смогли. Они решили, что для налогового учета подойдет первичка только тех стран, с которыми Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения. Причины этого понять трудно. Ведь документальное оформление сделок между резидентами разных государств никак не связано с тем, как и где они будут платить налоги.

Другая поправка порадует больше налоговиков. Видоизмененная статья 248 кодекса разрешила им считать подтверждением дохода не только первичные, но и любые другие, в том числе учетные, документы. На практике это будет выглядеть примерно так. Найдя в оборотной ведомости сумму выручки, контролеры смело могут включать ее в доход фирмы даже в том случае, если в бухгалтерии не найдется накладной на отгрузку или акта выполненных работ.

Расшифровали

В статьях 254 и 257 кодекса законодатели указали, какие именно налоги бухгалтер должен вычесть из цены материалов и основных средств при формировании их первоначальной стоимости. Оказалось, таких налогов два – НДС и акцизы.

Фирме большой радости от этого нет. Например, сейчас таможенные платежи по основным средствам можно сразу включить в расходы. Если закон вступит в силу в его нынешнем варианте, на эту сумму придется увеличивать стоимость имущества. И погашать расход постепенно, через амортизацию.

В части определений нашим законотворцам вообще нет равных. На этот раз они попытались рассказать, что, по их мнению, значит термин «технологические потери». Потери эти чиновники связали исключительно с технологией производства и транспортировки и характеристиками сырья. О других причинах потерь – например, особенностях оборудования или климатических условиях – они забыли. Более того, совершенно непонятно, зачем тогда говорить, что потери могут быть при производстве не только товаров и работ, но и услуг. Ведь их оказание никак не связано с технологическим процессом, видами сырья и тем более транспортировкой.

Разобрались чиновники и с неотделимыми улучшениями в арендованное имущество. Теперь, если арендодатель возмещает арендатору затраты на них, он получает право амортизировать эти улучшения – как отдельный объект. При этом правила амортизации такого имущества такие же, как и для обычных основных средств. Эти поправки внесены в статьи 256 и 258 кодекса.

Облагодетельствовали

В действующей редакции кодекса есть перечень расходов, связанных с производством и реализацией. Представленный в Думу законопроект раскрывает этот список, предоставляя фирме возможность самостоятельно решать, какие из ее расходов относятся к прямым. Главное, закрепить их в своей учетной политике.

Теперь в налоговом и бухгалтерском учете бухгалтер сможет списывать одинаковые суммы производственных расходов. Более того, новый закон дает ему право самостоятельно разработать правила распределения прямых затрат между готовой продукцией и незавершенкой.

Такая поблажка, конечно, порадует бухгалтеров. Но только не особенно экономных. Ведь если в налоговом учете списывать те же расходы, что и в бухгалтерском, налог на прибыль может значительно увеличиться. Ведь отнеся те или иные затраты к прямым, фирма вынуждена будет включать их в расчет незавершенки и потеряет возможность списывать их сразу (как это можно было бы сделать, будь затраты косвенными).

В этих поправках прослеживается забота не столько о бухгалтере, сколько о проверяющем его работу налоговике. При совпадении учетов контролировать фирму станет гораздо легче. Но хорошо, что сближать правила двух учетов фирму никто не заставляет – дело добровольное.

Также поправки к 25-й главе уточняют, что расходами организации не могут быть затраты на достройку, реконструкцию и модернизацию основных средств. Что в принципе для бухгалтеров уже давно стало нормой.

Кстати, взносы на обязательное пенсионное страхование чиновники разрешили-таки включать в состав прямых расходов. Несмотря на то что, отвечая на вопросы, постоянно говорили об обратном и советовали фирмам считать пенсионные взносы косвенными расходами.

Вспомнили о реорганизации

«Достаточно серьезные поправки коснутся такой операции, как реорганизация предприятия. На сегодняшний день по вопросу реорганизации у нас в 25-й главе не сказано практически ничего», – радовался на одной из последних конференций руководитель «прибыльного» департамента тогда еще МНС Карен Оганян (репортаж с конференции читайте на стр. 16).

Поправки предусматривают, что при реорганизации фирма-правопреемник сможет определять срок полезного использования основных средств так же, как и их предыдущий владелец. При начислении амортизации срок полезного использования нужно будет уменьшить на количество лет, когда фонды находились у прежнего собственника.

Бедные кредиторы

Новый закон огорчит фирмы, у которых есть дебиторская задолженность, не связанная с реализацией. Например, долги по договорам займа. Такие долги теперь не относятся к сомнительным. А значит, фирма больше не вправе создавать по ним резервы в налоговом учете.

Меньше деклараций

Некоторые поблажки сделаны для фирм, у которых в одном городе есть несколько подразделений. Если законопроект будет принят в предложенном виде, платить налог на прибыль им станет легче. Дополнив статью 288 кодекса, таким организациям разрешили не распределять прибыль по каждому филиалу. Достаточно решить, какое из обособленных подразделений будет отвечать за уплату налога в городской и региональный бюджеты.

Скорее всего эти поправки упростят не только расчет налога, но и заполнение декларации по прибыли. С принятием закона ее форму наверняка изменят. Сейчас приложение 5а декларации нужно заполнять по каждому филиалу. Если налог на прибыль разрешат считать по нескольким филиалам в сумме, то в декларации их логично будет объединить в один лист.

Последствия принятия законопроекта

ПЛЮСЫ

  • Будет расширен круг документов, которыми можно подтвердить расходы фирмы.
  • Станет ясным, как учитывать неотделимые улучшения в арендованное имущество.
  • В налоговом учете можно будет закрепить такой же перечень прямых расходов, как и в бухгалтерском.
  • Фирмам, у которых есть филиалы, станет проще перечислять налог на прибыль.

МИНУСЫ

  • Налог на прибыль с дивидендов увеличится в 1,5 раза и составит 9 процентов.
  • Резерв по сомнительным долгам можно будет создать только по задолженности, связанной с реализацией.
  • Подтверждением доходов для налоговиков будут не только первичные, но и любые другие документы.
  • Сумму таможенных пошлин, заплаченных при ввозе основного средства, нужно будет амортизировать вместе с его стоимостью.

Светлана МАТВЕЕВА

«Расчет» - Подписаться на журналИсточник материала
4840 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.