Основание – обязательно
Чтобы налоговый инспектор усомнился в правильности цен и начал их проверку, достаточно какой-либо нестандартной сделки. Например, вы расплатились с поставщиком не деньгами, а провели зачет, за вас заплатила другая фирма и т. д. Таких случаев масса. Между тем все основания для контроля над ценами четко прописаны в статье 40 кодекса. Итак, инспектор вправе проверить цены, если:
Если к вашей фирме эти определения не относятся, можете спать спокойно. В противном случае вероятность проверки цен существует. Рассмотрим всю процедуру контроля цен, начав с двух наиболее популярных у инспекторов оснований для проверки – наличия взаимозависимости и отклонения цен фирмы более чем на 20 процентов по собственным сделкам.
Попали в зависимость...
В кодексе есть единственное основание, по которому фирмы считают взаимозависимыми. Это участие одной организации в другой с долей более 20 процентов. Так, если вы продаете товары дочерним компаниям, налоговики имеют полное право проверить цены.
Причем перечень организаций, которых считают взаимозависимыми, не исчерпывается прямо перечисленными в кодексе. Суд может признать таковыми любые две фирмы, если «отношения между ними могут повлиять на результаты сделок». В информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71 приведено несколько таких случаев:
Но и этим круг взаимозависимых лиц не исчерпывается. Вот примеры из арбитражной практики.
Пример 1
Первое дело. ООО «Магазин-салон “Заря”» сдавало в аренду частному предпринимателю помещения магазина. В ходе проверки было установлено, что директор магазина – сын предпринимателя. На этом основании суд признал их взаимозависимыми лицами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 сентября 2002 г. № А56-18068/02).
Второе дело. ООО «Влада» сдавало в аренду помещение ООО «Ностальгия». В ходе проверки было установлено, что учредители этих организаций состоят в браке. Поэтому суд также признал их взаимозависимыми лицами (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2004 г. № А78-3354/03-С2-20/119-Ф02-616/04-С).
Надо отметить, что налоговые инспекторы могут признать фирмы зависимыми только по тем основаниям, которые прямо предусмотрены кодексом (то есть при участии одной фирмы в другой с долей более 20%). В остальных же случаях это компетенция судов.
Отклонились от курса
Контролеры также могут проверить цены, если они отличаются «более чем на 20 процентов от уровня цен, установленных фирмой на однородные товары в пределах непродолжительного периода времени». Здесь есть сразу три тонких момента, которые проверяющие всегда трактуют в свою пользу.
Первый: от какого уровня цен следует отсчитывать 20 процентов? Зачастую налоговики сравнивают цены фирмы с рыночными и считают это основанием для их пересчета. Но в кодексе не сказано, что отклонение от рыночной цены таким основанием является. По тексту документа надо сравнивать цены по сделкам, которые «провернула» сама фирма. Похожи они на рыночные или нет, совершенно неважно.
Пример 2
В результате проверки ОАО «Петродворцовая электросеть» инспекторы пересчитали цены по ряду сделок. Свое решение они обосновали тем, что отклонение цены сделки в сторону повышения составило более 20 процентов от рыночной цены аналогичных товаров. Суд признал их решение неправомерным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2002 г. № А56-11159/02).
Второй: какие товары считать однородными? Такими кодекс признает «товары, имеющие сходные характеристики, состоящие из схожих компонентов и способные коммерчески заменять друг друга». Это определение довольно пространно и расплывчато. Поэтому на практике бывает трудно (а зачастую и невозможно) доказать, что те или иные товары однородны.
Но и этого мало. Поскольку цена товара очень часто зависит от условий договора, сотрудникам налоговой службы будет непросто доказать однородность товара. Так, на цену могут влиять способ и порядок оплаты, доставки, момент перехода рисков случайной гибели, обязанность по страхованию и т. п.
Поэтому, например, при сравнении двух договоров аренды надо учитывать все условия, влияющие на арендную ставку: сроки сдачи в аренду помещений, размер площадей, назначение помещений, место их расположения и др. (постановление ФАС Московского округа от 4 декабря 2002 г. № КА-А40/7832-02).
И, наконец, третий момент: сколько длится «непродолжительный период времени»? Налоговый кодекс этот вопрос не разъясняет. А ведь от этого зависит, смогут ли налоговики пересмотреть цену. Очевидно, для разных видов деятельности «непродолжительный период» будет разным. Скорее всего в каждом конкретном случае этот вопрос будет решать суд. Поэтому, если инспекторам покажется, что для вашей фирмы и пятилетка является «непродолжительным периодом», у вас есть все основания добиться правды в суде.
А теперь перейдем непосредственно к проверке цен.
Возьмем цены на рынке
Допустим, инспектору удалось найти основание для проверки цены. На этом его трудности не заканчиваются. Теперь он должен доказать, что ваши цены отклоняются от рыночных более чем на 20 процентов. Но для этого нужно определить, какую цену считать рыночной. Обычно у ФНС тут и возникают основные проблемы.
Правила расчета рыночной цены довольно сложные. Сначала инспектор должен попытаться определить ее, исходя из спроса и предложения на рынке однородных товаров. Если таких товаров на рынке нет либо есть, но нет информации о ценах на них, налоговики могут применить метод «цены последующей реализации». Рыночная цена будет равна разнице между ценой, по которой товары будут перепроданы покупателем, и его расходами на перепродажу. Причем сумма расходов должна быть увеличена на прибыль, полученную перепродавцом. Если и этот метод не годится, используют «затратный» метод. Здесь рыночная цена складывается из обычных в этом виде деятельности затрат и прибыли.
Таким образом, у проверяющих есть три метода определения рыночной цены. Однако использовать каждый из них можно только последовательно. Например, третий метод применяют, если нельзя использовать два предыдущих.
Пример 3
При проверке ЗАО «Важинский гравийно-щебеночный завод» инспекторы рассчитали рыночную цену товаров по методу цены последующей реализации. Однако, чтобы применять этот метод, проверяющим нужно было доказать, что иным способом (например, использовав первый метод) определить цену невозможно. Налоговики доказать это не смогли. В результате суд они проиграли (постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 апреля 2003 г. № А56-13605/02).
Еще один важный момент. Для определения рыночной цены инспекторы обязаны использовать официальные источники информации. Тут у проверяющих тоже может возникнуть заковырка. Не каждый источник, ими предлагаемый, суды признают официальным. Арбитражная практика показывает, что в этом качестве суды однозначно принимают лишь заключение экспертов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2004 г. № А78-3354/03-С2-20/119-Ф02-616/04-С1). Другие источники они всегда могут признать неофициальными.
Подведем итог
Если уж инспекция найдет основание для контроля цен и докажет, что они отличаются от рыночных более чем на 20 процентов, наказания не избежать. В таком случае вашей фирме доначислят налоги и пени. Но, как показывает арбитражная практика, дел, выигранных в суде налоговиками, единицы (например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 7 октября 2002 г. № А38-5/115-02 и ФАС Центрального округа от 5 января 2004 г. № А62-150/03). Основная же масса разбирательств по вопросу пересчета цен закончилась в пользу фирм.
Таким образом, если инспекторы попытаются оштрафовать ваше предприятие за «нерыночные» цены, шансов у них почти не будет. Слишком много нюансов у этого вопроса. Так что не торопитесь платить штраф.
М. Курская, эксперт ПБ
Нужно ли при оказании услуг делить расходы на прямые и косвенные?
Что не учитывать в доходах при УСН, чтобы не переплачивать налог?
Когда банк обязан сообщать в налоговую данные о клиентах
Что делать, если не пришло налоговое уведомление?
За что работник может требовать от работодателя возмещения морального вреда?
Комментарии (0)
Оставить комментарий