Земельный налог

Земельный налог

06.10.2004   |   0Оставить комментарий
Использование земли в Российской Федерации является платным…

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются:

  • земельный налог,
  • арендная плата,
  • нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей земельный налог является одним из наиболее важных налогов. Земельный налог относится к местным налогам. Порядок расчетов с бюджетом по земельному налогу регулируются федеральным законодательным актом, а именно Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» и Инструкцией МНС России от 21 февраля 2000 г № 56 «По применению закона РФ «О плате за землю».

Налог на землю взимается на всей территории России, при этом субъектам РФ и органам местного самоуправления предоставлены полномочия по определению конкретных ставок земельного налога. Местные органы самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.

Законодателями выделены три формы платы за землю:

  • земельный налог;
  • арендная плата;
  • нормативная цена земли.

Налогоплательщики

На основании пункта 1 Инструкции № 56, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Расшифровку вышеперечисленных понятий дает пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ:

  • собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Налогоплательщиками, являются организации, перешедшие на уплату ЕСХН.

Налогоплательщиками земельного налога также являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 части второй Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 2003г.

В соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2003 года, не освобождаются от уплаты земельного налога и налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, за исключением арендаторов, уплачивающих арендную плату.

Объекты налогообложения

Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.

В частности объектами налогообложения являются:

  • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, иным коммерческим и некоммерческим организациям, подразделениям научно-исследовательских организаций, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а также иным организациям для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;
  • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства;
  • земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам и их объединениям для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации, расположенных на этих землях соответствующих объектов;
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, используемые для обеспечения деятельности соответствующих организаций;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты;
  • земли лесного и водного фондов.

Налогоплательщикам следует помнить, что они становятся обладателями вышеперечисленных прав на земельные участки лишь после их государственной регистрации, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, датой возникновения у организации или физического лица прав на земельный участок следует считать дату внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 3 Закона № 1738-1 «О плате за землю» устанавливает, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Налоговая база

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам. Основанием для определения такой площади служит документ, удостоверяющий право собственности, владения или использования земельным участком.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

На основании пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей большое значение имеет четкое разделение земель, которые являются объектом налогообложения, на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Кроме того, площади земельных участков могут также подлежать раздельному учету в зависимости от качества, состава и местоположения, так как земли каждого вида облагаются налогом по разным ставкам.

Обратите внимание!

Налогоплательщики должны использовать сельскохозяйственные земли по их целевому назначению.

За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Льготы по налогу

Список льгот, предусмотренный Инструкцией № 56, довольно обширен.

Сельскохозяйственные товаропроизводители должны в первую очередь обратить внимание на следующие льготы:

  • научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
  • предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Кроме того, органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных налогоплательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

На основании статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

В случае возникновения в течение года у налогоплательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

За время действия закона о плате за землю ставки земельного налога практически каждый год подвергаются индексации. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», ставки, действовавшие в 2002 году, с 1 января 2003г. увеличены в 1,8 раза для всех категорий земель.

Земельный налог представляет собой стабильные платежи за единицу земельной площади в расчете на год. Следовательно, его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

Земельный налог организациям и физическим лицам исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.

Если землепользование налогоплательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Статья 5 закона №1738-1 устанавливает, что земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), при этом сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Как и прежде, базой для определения средних размеров ставок налога с 1 га пашни принимают ставки, приведенные в Приложении № 1 Закона РФ «О плате за землю» (с учетом всех последующих индексаций) по субъектам РФ в следующих размерах:

Субъекты Российской Федерации
Земельный налог с 1 га пашни (руб. коп.)
Субъекты Российской Федерации
Земельный налог с 1 га пашни (руб. коп.)
Республика Адыгея
71,73
Камчатская область
14,00
Республика Алтай
14,39
Кемеровская область
29,06
Республика Башкортостан
33,53
Кировская область
25,17
Республика Бурятия
20,51
Костромская область
21,87
Республика Дагестан
39,66
Курганская область
24,59
Ингушская Республика
45,78
Курская область
45,10
Кабардино-Балкарская Республика
75,43
Ленинградская область
44,91
Республика Калмыкия
22,84
Липецкая область
37,62
Карачаево-Черкесская Республика
38,69
Магаданская область
12,93
Республика Карелия
31,10
Московская область
49,57
Республика Коми
23,62
Мурманская область
10,69
Республика Марий Эл
34,99
Нижегородская область
31,69
Республика Мордовия
28,48
Новгородская область
17,98
Республика Саха
15,07
Новосибирская
24,40
Республика Северная Осетия
80,09
Омская область
25,27
Республика Татарстан
34,80
Оренбургская область
20,02
Республика Тыва
14,48
Орловская область
35,96
Удмуртская Республика
25,17
Пензенская область
24,79
Республика Хакасия
18,27
Пермская область
22,74
Чеченская Республика
45,78
Псковская область
18,57
Чувашская Республика
43,55
Ростовская область
45,68
Алтайский край
22,26
Рязанская область
29,65
Краснодарский край
96,23
Самарская область
27,90
Красноярский край
30,72
Саратовская область
20,41
Приморский край
27,90
Сахалинская область
26,44
Ставропольский край
55,89
Свердловская область
30,33
Хабаровский край
21,87
Смоленская область
24,40
Амурская область
17,30
Тамбовская область
35,38
Архангельская область
21,19
Тверская область
25,17
Астраханская область
22,26
Томская область
27,70
Белгородская область
50,84
Тульская область
39,75
Брянская область
28,09
Тюменская область
31,01
Владимирская область
31,01
Ульяновская область
33,34
Волгоградская область
23,43
Челябинская область
23,43
Вологодская область
26,24
Читинская область
17,69
Воронежская область
38,20
Ярославская область
23,62
Ивановская область
27,51
Еврейская авт. область
17,30
Иркутская область
29,45
Агинский Бурятский авт. округ
17,69
Калининградская область
45,00
Коми-Пермяцкий авт. округ
22,74
Калужская область
25,56
Усть-Ордынский Бурятский авт. округ
29,45

Органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ имеют право устанавливать и утверждать:

  • ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий;
  • минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий.

При исчислении сумм земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщика расположены в пределах городской (поселковой) черты, налог за них должен быть исходя из ставки за земли аналогичного качества вне городов (поселков), увеличенной в 2 раза.

Ставки налога за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, представленные физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, в 2003 году с учетом индексации составит 25,92 копейки за квадратный метр(14,4 коп. / кв. м (ставка 2002года) х на коэффициент 1,8). Органы местного самоуправления вправе повышать эту ставку с учетом благоприятных условий размещения таких участков, но не более чем в два раза.

За участки, представленные физическим лицам для вышеперечисленных целей в пределах городской (поселковой) черты, ставки налога составляют 25,92 копейки за один квадратный метр.

Налог за земли городов (поселков) определяют на основе средних ставок, приведенных в приложении № 2 к Закону о плате за землю. Данное приложение состоит из трех таблиц:

Первая таблица определяет средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в зависимости от численности населения и экономического района, в котором расположен населенный пункт

Вторая таблица устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах;

Третья таблица устанавливает коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в зависимости от статуса города, развития его социально-культурного потенциала.

В 2003 году средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах с учетом индексаций, проведенных в предыдущие годы, применяются по экономическим районам РФ в следующих размерах (руб., коп./кв. м):

Экономические районы
Численность населения (тыс. чел.)
до 20
20-50
50-100
100-250
250-500
500-1000
1000-3000
Свыше 3000
Северный
1,30
2,58
3,11
3,63
3,89
--
--
--
Северо-Западный
2,33
3,63
4,15
4,41
4,92
--
--
9,07
Центральный
2,59
3,89
4,41
4,67
5,18
5,96
--
11,66
Волго-Вятский
2,07
3,37
3,89
4,15
4,67
--
6,22
--
Центрально-Черноземный
2,33
3,63
4,15
4,41
4,92
5,70
--
--
Поволжский
2,33
3,63
4,15
4,41
4,92
5,70
6,48
--
Северо-Кавказский
2,07
3,37
3,89
4,15
4,67
5,44
6,22
--
Уральский
1,81
3,11
3,63
3,89
4,41
5,18
5,96
--
Западно-Сибирский
1,56
3,11
3,37
3,89
4,15
4,92
5,44
--
Восточно-Сибирский
1,30
2,85
3,11
3,63
3,89
4,67
--
--
Дальневосточный
1,56
3,11
3,37
3,89
4,15
4,92
--
--

Приведем еще одну таблицу, в которой укажем, к каким экономическим районам относятся субъекты РФ.

Экономический район
Субъект Российской Федерации
Северный
Архангельская область, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Коми
Северо-Западный
Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область
Центральный
Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Тверская область, Калужская область, Костромская область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область, Ярославская область
Волго-Вятский
Нижегородская область, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика
Центрально-Черноземный
Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область
Поволжский
Астраханская область, Волгоградская область, Самарская область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Калмыкия, Республика Татарстан
Северо-Кавказский
Краснодарский край, Республика Адыгея, ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика, Ростовская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Республика Ингушетия
Уральский
Курганская область, Оренбургская область, Пермская область, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Коми-Пермяцкий автономный округ
Западно-Сибирский
Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
Восточно-Сибирский
Красноярский край, Республика Хакасия, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Республика Бурятия, Республика Тыва
Дальневосточный
Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область, Камчатская область, Корякский автономный округ, Магаданский округ, Чукотский автономный округ, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Калининградская область

Ставки налога за землю, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты, составляют 3 процента от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 57,02 копейки за квадратный метр (28,8 коп./ кв. м х коэффициент 1,8 х 1,1). Основание — статья 7 Федерального Закона от 07.07.2003г. №117-ФЗ.

Земельные налоги за участки, представленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов для целей, отличных от ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, налогоплательщики должны будут исчислять исходя из ставки 25,92 копейки за один квадратный метр х 1,1. Органы местного самоуправления имеют право увеличивать ставку налога за такие участки, но не более чем в два раза.

Порядок исчисления земельного налога

Земельный налог представляет собой стабильные платежи за единицу земельной площади в расчете на год.

При расчете земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, следует исходить из налоговой базы, ставок налога и льгот по нему. Если налогоплательщик уплачивает налог за земли, облагаемые по разным ставкам, он должен вести раздельный учет таких участков и общий размер налога определять как сумму начисленных по участкам каждого вида платежей. Земельный налог следует исчислять в рублях и копейках.

При получении земельных участков в собственность, пользование, владение организации и физические лица должны исчислять налог, начиная с месяца, следующего за месяцем приобретения ими прав на эти участки.

Порядок уплаты земельного налога

Пунктом 29 Инструкции № 56 установлены сроки уплаты организациями и физическими лицами земельного налога равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Налогоплательщики земельного налога перечисляют сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для дальнейшего его распределения между различными уровнями бюджетной системы РФ (статья 12 Закона № 176-ФЗ).

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога — это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Так, при неуплате налога по сроку 15 сентября требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 15 декабря, а по сроку 15 ноября — не позднее 15 февраля.

Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Налоговые органы ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков земельного налога, осуществляют контроль над правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.

Нормативная цена земли

Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости, введенный для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Нормативная цена земли — это расчетная величина, которая определяется государством.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что нормативная цена земли применяется для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли». В соответствии с данным постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

В силу сложившихся в России особенностей обложения земельным налогом базовая величина нормативной цены по части земель может не соответствовать реально существующему уровню рыночных цен. Органы местного самоуправления вправе своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

Нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

В соответствии с Письмом Комитета РФ по земельным ресурсам землеустройству от 28 декабря 1994г. № 1-16/2096 «О порядке определения нормативной цены земли» в условиях формирования земельного рынка основными источниками получения информации о рыночных ценах на землю могут быть:

  • договора купли — продажи земельных участков, заключенные по результатам конкурсов и аукционов;
  • договорные цены на земельные участки, выкупаемые гражданами в собственность;
  • данные о предложениях по продаже земельных участков по информационным риэлтерским и иным бюллетеням, объявлениям и сообщениям о намерениях продать земельный участок. При использовании этих данных следует учитывать, что результаты совершенных сделок (как показывает практика) ниже цены предложения на 20 — 50%;
  • данные государственной статистики.

При использовании перечисленных источников информации из рыночной цены застроенного земельного участка исключается цена расположенных на нем объектов недвижимости.

В условиях недостаточной информации о реально складывающихся рыночных ценах при совершении сделок с земельными участками, учитывая сложность решаемой задачи и ее социально-экономическую значимость, определение складывающегося уровня рыночных цен на землю и соответствующей ему нормативной цены земли предлагается производить экспертным путем на основе указанных ранее источников информации, их анализа с учетом характера и достоверности каждого из этих источников и обобщения экспертных оценок специалистов комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

В качестве экспертов привлекаются специалисты:

  • органов исполнительной власти субъекта РФ по финансам, земельным ресурсам и землеустройству, управлению имуществом, налогам, градостроительству и архитектуре;
  • администраций районов и городов;
  • агентств по торговле недвижимостью и организации аукционных торгов;
  • территориальных проектных организаций и организаций, выполняющих работы по экономической оценке территорий;
  • органов управления ведущими отраслями хозяйственного комплекса региона;
  • по инженерно-транспортному обустройству территории;
  • региональных банков, осуществляющих ипотечное кредитование.

В зависимости от местных условий и категории оцениваемых земель в качестве экспертов могут также привлекаться специалисты:

  • сельского, лесного, водного и иного хозяйства;
  • горного дела;
  • экологии и охраны природы, охраны памятников истории и культуры;
  • отдыха, туризма и других областей.

Для последующего ценового зонирования на территории субъекта РФ выделяются следующие основные группы земель:

  • земли городов и поселков;
  • земли сельских населенных пунктов;
  • земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне черты населенных пунктов;
  • земли для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне черты населенных пунктов;
  • земли сельскохозяйственного назначения (вне черты населенных пунктов), кроме земель, предоставленных для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства (далее по тексту — земли сельскохозяйственного назначения).

Экспертные оценки величины нормативной цены выделенных групп земель производятся последовательно, начиная с земель городов с наиболее развитым социально-культурным потенциалом на территории субъекта РФ.

Расчетная нормативная цена земли определяется исходя из экспертных оценок специалистов, учитывающих комплекс факторов, влияющих на нее.

Факторами, влияющими на нормативную цену земли города, поселка, сельского населенного пункта, а также земель для садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства вне населенных пунктов, являются:

  • обеспеченность территории внешними и внутренними магистральными и местными транспортными сетями, транспортная доступность основных региональных административных, культурных центров;
  • обеспеченность территории инженерными сетями и сооружениями коммунального хозяйства (водоснабжение, теплоснабжение, газификация, электроснабжение, телефонизация, канализация стоков);
  • численность и плотность населения;
  • уровень развития социальной сферы (обеспеченность жилым фондом, медицинскими, образовательными, торговыми и другими учреждениями социальной сферы);
  • санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды (загрязнение, запыление и др.);
  • состояние природного комплекса, архитектурно — ландшафтные условия (облесенность территории, наличие водоемов, санаториев, домов отдыха и других рекреационных зон и объектов);
  • уровень развития хозяйственного комплекса, уровень доходов и занятости населения;
  • безопасность проживания;
  • инженерно-геологические условия строительства (сейсмичность, подверженность территории карстовым явлениям, наводнениям, оползням, селям, подтоплению, эрозии);
  • качество почвы (для земель поселков, сельских населенных пунктов, садоводческих и животноводческих товариществ, а также для земель личного подсобного хозяйства).

Факторами, влияющими на нормативную цену земли несельскохозяйственных (промышленных) предприятий вне населенных пунктов являются:

  • уровень развития производственной инфраструктуры региона: наличие и близость грузовых портов, узловых железнодорожных станций, обеспеченность магистральными и местными транспортными сетями, расположение предприятий, перерабатывающих местное сырье и сельскохозяйственную продукцию, пунктов приемки, складирования и хранения готовой продукции и т.д.;
  • уровень инженерного обустройства территории;
  • уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов и возможность привлечения квалифицированной рабочей силы;
  • экологическое состояние и устойчивость природного комплекса.
  • Факторами, влияющими на нормативную цену земли сельскохозяйственного назначения, являются:
  • обеспеченность территории магистральными и местными транспортными сетями, доступность рынков сбыта, предприятий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, удаленность от региональных промышленных и культурных центров;
  • уровень развития социальной сферы близлежащих населенных пунктов;
  • уровень плодородия почв сельскохозяйственных угодий;
  • санитарно — гигиенические условия и состояние окружающей среды.

Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

Налоговая отчетность

Организации – плательщики земельного налога обязаны ежегодно не позднее 1 июля представлять в налоговый орган по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговую декларацию. Ее форма и порядок заполнения утверждены приказом МНС России от 29 декабря 2003г. № БГ-3-21/725 «Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и инструкции по ее заполнению».

Учет расчетов с бюджетом по земельному налогу

В соответствии с Приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на субсчете 68-3 «По видам налогов и сборов».

Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие).

Налогоплательщик должен соблюдать единый принцип: суммы начисленного земельного налога относятся на те счета, где отражается себестоимость продукции, в процессе производства которой участвует конкретный участок земли.

Перечисленные суммы налога в бюджет отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Автор статьи — консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Кожедубова И.И.
Телефон: (095) 937 – 34 — 51

ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Источник материала
59636 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий




    Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
    Регистрируйтесь бесплатно.